Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы
Многие школы до сих пор копируют советские стандарты: на большой территории расположены беговые дорожки, газон, песчаная яма для прыжков, турники и брусья. Если кто-то и пользуется этим пространством в образовательных целях, то только учитель физкультуры.
В региональных бюджетах зачастую есть программы «Школьный двор», на это выделяются средства, но о принципиальном переустройстве площадки речь, как правило, не идет. А ведь школьный двор может стать для учеников настоящей классной комнатой, учебным пособием, мастерской и много чем еще. Иногда во дворе школы выращивают даже лес.
Татьяна Ле-Ван и Анна Якшина из Института системных проектов Московского городского педагогического университета и Бэлла Филатова из архитектурного бюро «Дружба» разработали методику реконструкции школьного двора с обязательным привлечением к участию в проектировании детей, родителей и учителей. Например, ученики одной из школ придумали, что во дворе им хотелось бы иметь башню-форум, которую можно использовать как трибуну или как оборудование для выставок. В другой школе оформили «зеленые кабинеты» — классы, в которых в теплое время года можно проводить занятия.
$1 млн на садовников
Беркли, Калифорния, США
«Я 20 лет отвечал нет на предложения устроить сад, говорил, что это требует слишком много работы, — рассказывал журналистам калифорнийский школьный администратор Брайан Мондез. — Но когда дети пришли ко мне с водоохранным проектом, захотелось показать им, что мы их слышим». В результате сады в 29 школах округа Риальто все же появились.
В другом школьном округе Калифорнии, Беркли, 17 школ имеют свои сады, а шесть — даже высаженные детьми леса. Сложно поверить, что в конце XX века школьные дворы в городе напоминали заасфальтированные парковки. Сейчас там деревья, кустарники, экотропы — садоводство и умение ухаживать за растениями включены в школьное расписание. Часто учителя проводят уроки не в классах, а на воздухе.
Содержать такое количество садов непросто. В первые три года после высадки дерево поливают при помощи автоматизированной ирригационной системы или по старинке вручную, силами учителей. Жизненный путь 2500 деревьев отслеживает специальная компания ArborPro, она маркирует растение, вносит данные в единую базу, отслеживает, нужно ли проводить какие-то манипуляции.
На озеленение школьных дворов и их содержание город с начала века собирает специальный налог, получается около $7,7 млн в год, из них $1 млн уходит на оплату труда 11 работающих фултайм садовников, $40 000 в год — на контракт с профессиональными архитекторами деревьев, которые делают обрезку растений выше 7 м. На ArborPro расходуется $9000 в год.
Амфитеатр из плитки
Школа De Piramide, Антверпен, Бельгия
Новый двор начальной школы спроектирован так, что дети могут найти себе занятия в любое время года: и под снегом, и под дождем. Пространства разноуровневые, покрытие в основном из натуральных материалов, много дерева. Есть холмы и тропинки, игровые домики, скалодром и амфитеатр. Есть деревянный мостик, баскетбольные кольца, столы, на которые можно наступать ногами.
До реновации площадка была покрыта плиткой. Чтобы минимизировать ущерб окружающей среде, из этой плитки сделали несколько мест для сидения, класс на открытом воздухе и даже амфитеатр. Причем сами школьники участвовали в строительстве. Проектировало реконструкцию бельгийское бюро Groenman — «зеленый человек» в переводе с нидерландского.