К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эксперты призвали адаптировать меры поддержки рождаемости под регионы


Эксперты призвали правительство адаптировать меры поддержки рождаемости под нужды семей из регионов с разным уровнем экономического развития. При этом аналитики ЦМАКП подчеркнули, что в постиндустриальных регионах России повлиять на рождаемость мерами госполитики вряд ли реально

Активная демографическая политика в России пока не приносит должного эффекта, следует из доклада «Демографическая политика: карта разрыва между политикой и процессами», подготовленного экспертами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Внимание на документ обратил «Коммерсантъ».

В докладе отмечается, что существующие сейчас в России меры поддержки рождаемости не привели к перелому негативных тенденций. Среди этих мер — программа материнского капитала (запущена в 2008 году), прямые выплаты для детных семей с невысокими доходами (начались в 2018 году) и льготная ипотека для семей с детьми (условия были улучшены в 2019 году). Кроме того, ряд регионов тратит средства своих бюджетов на собственные программы. 

В общей сложности ежегодные расходы федерального бюджета на меры, которые можно отнести к пронаталистским, превышают 2 трлн рублей, отмечает издание.

 

При этом после зафиксированной в 2014 году рекордной  в постсоветской истории России рождаемости (1,943 млн человек), этот показатель ежегодно снижался и в 2023-м достиг исторического с 1999 года минимума в 1,264 млн детей. По оценке Росстата, рост этого показателя возможен только с 2028 года.

Для улучшения ситуации авторы доклада предлагают дифференцировать меры поддержки рождаемости в зависимости от региона и уровня его экономического развития. В аграрных регионах,  таких как Башкортостан, Дагестан, по их мнению, могут быть востребованы в том числе немонетарные виды поддержки, например, выдача земельных участков. В промышленных регионах европейской части России, а также в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке поддержать рождаемость могли бы меры, стимулирующие рост доходов семей, в том числе за счет занятости женщин, доступность жилья без высокой кредитной нагрузки и поддержка развития детей (образование и т. д).

 

Авторы доклада подчеркнули, что эффективных мер поддержки рождаемости для регионов, находящихся на стадии постиндустриального развития, пока не существует. Эти регионы следуют общемировому тренду и в них растет доля индивидуализированных домохозяйств, в составе которых лишь один человек — на фоне развития цифровой экономики он в состоянии работать, потреблять и общаться, не выходя из дома и не создавая прочных отношений «в реальном мире». В среднем по России доля домохозяйств из одного человека увеличилась с 22% в 2002 году до 32% в 2022-м, в Москве за 18 лет их доля выросла с 27% до 52%, в Санкт-Петербурге — с 24% до 49% (в Швеции и Норвегии, для примера, 46% и 45% соответственно). 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+