Наследники по-турецки: готовит ли Эрдоган сына себе в преемники и что из этого выйдет
Чем известен Билал Эрдоган
Билал Эрдоган, один из четырех наследников турецкого президента, родился 23 апреля 1981 года. Он окончил школу в Турции, а сразу после этого отправился на обучение в Америку. Получив степень бакалавра в области политологии и экономики в университете Индианы в США, в 2001 году прошел стажировку в центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. В 2004 году стал магистром в области государственного управления в Гарвардской школе Кеннеди, а затем стажировался во Всемирном банке. В последующие годы Билал обучался в докторантуре в итальянской Болонье.
Вернувшись в Турцию, он стал главой созданной в 2015 году в Стамбуле Всемирной конфедерации этноспорта (WEC), а также руководителем Турецкого фонда юности TÜGVA, одной из главных целей которого заявлена подготовка исламских идеологов, многие из которых впоследствии занимают крупные государственные должности в стране. Под его контролем находится и фонд TÜRGEV (Турецкий фонд образования и юности), которому принадлежит известный частный университет Стамбула — Университет Ибн Халдуна (İbn Haldun Üniversitesi). Кроме того, Билал руководит Фондом распространения науки (İlim Yayma Vakfı). К слову, эти фонды неоднократно подозревались в отмывании взяток и откатов, получаемых от государственных контрактов и тендеров. Главного соперника Реджепа Эрдогана на президентских выборах Кемаля Кылычдароглу, который недавно упомянул эти подозрения, обвинили в оскорблении Билала Эрдогана, прокуратура требует для него тюремного срока.
Билал Эрдоган на данный момент не занимает видных государственных постов в руководстве Турецкой Республики, основным фокусом его профессиональной деятельности является бизнес. Еще в 2006 году он впервые приобрел 50% акций в компании Atagold, занимающейся продажей ювелирных изделий. Наряду с другими членами семьи президента, он владеет долей компании BMZ Group, занимающейся строительством и морскими грузоперевозками.
Мария Кича, востоковед и автор Telegram-канала «Первый ближневосточный» в комментарии для Forbes отмечает: «Вообще Билал Эрдоган в принципе политикой никогда не занимался, зато у него в течение жизни было несколько бизнесов. В частности, ему принадлежала строительная компания, которая, кстати, проводила ремонт плотины в Ливии, разрушенной в сентябре прошлого года, когда погибло более 11 000 человек. Билал много лет курирует этноспорт и стреляет из лука. Часто его можно заметить на массовых митингах». В материале ресурса EurAsia Daily Мария также отмечала: «Также он обожает ездить по братским тюркским странам, посещать всякие фольклорные турниры и фестивали. <...> Его не раз обвиняли в коррупции и отмывании денег, а результаты деятельности его компаний вызывают вопросы. Но это, как говорится, совсем другая история…»
В последнее время Билала Эрдогана можно особенно часто заметить во главе турецких правительственных делегаций. Его официальные визиты в разные страны уже стали обыденностью: так, в конце марта 2024 года он посетил Астану, где подписал ряд соглашений с Министерством туризма и спорта Казахстана. До этого, в конце сентября 2023 года, он отправился с официальным визитом в Азербайджан и побывал там в Бакинском турецком лицее и Азербайджанском институте теологии. Нередкими являются и поездки Эрдогана-младшего в Россию. Так, в начале января текущего года он был с визитом в МГУ и РУДН, где в статусе заместителя председателя попечительского совета университета Ибн Хальдун обсуждал межуниверситетское сотрудничество.
Интересно, что в то же самое время старший сын турецкого президента, Ахмет Бурак Эрдоган, годами не появляется в публичном пространстве, а его новые фото в интернете становятся целым событием. Так, в 2016 году он впервые за 14 лет был замечен прессой на свадьбе сестры.
Вдобавок к этому Билал Эрдоган на постоянной основе делится своими комментариями с ведущим СМИ (главным образом, контролируемыми государством) по происходящим в стране и мире процессам, начиная от неудавшегося июльского военного переворота 2016 года, когда он заявил о своей готовности погибнуть «мученической смертью», заканчивая своим взглядом на недопуск российских спортсменов к олимпиаде в Париже. «Под предлогом стремления наказать Россию западные лидеры наказывают молодых спортсменов. Мы совсем не видим похожего подхода западных и международных спортивных авторитетов по отношению к израильским спортсменам. Хотя в это же самое время Израиль совершает откровенный геноцид», — заявлял он.
Сомнительная репутация
В 2023 году Билал Эрдоган оказался в эпицентре международного коррупционного скандала. Так, антикоррупционные ведомства Швеции и США заподозрили его в получении взятки в десятки миллионов долларов от американо-шведской фирмы Dignita Systems AB, занимающейся производством специальных алкотестеров для автомобилей, в обмен на гарантии монопольного доминирования на турецком рынке в течение 10 лет.
Предполагалось, что использование встраиваемых в автомобиль алкотестеров станет обязательным для определенной группы турецких водителей, после чего монопольное право на продажу таких устройств получит Dignita Systems AB. Многомиллионная выплата, как сообщал Reuters, должна была быть перечислена двумя сторонними компаниями на счета других двух компаний, членом правления которых являлся Билал Эрдоган. Адвокат, представляющий его интересы, отвергает его причастность к этой сделке.
К слову, этот инцидент имел место в то время, когда вступление Швеции в НАТО не могло быть осуществлено без согласия на то Турции. И несмотря на то что главным условием турецкой стороны для одобрения вступления в альянс была выдача активных сторонников Рабочей партии Курдистана, расследование в отношении Билала Эрдогана еще сильнее расшатало и без того натянутые отношения между скандинавской страной и Турцией, а реакция турецких властей на освещение Reuters расследования не заставила себя долго ждать. Представители администрации руководителя Турецкой Республики заявили, что Reuters «унижает себя», публикуя откровенную клевету на семью Эрдогана. Турецкие медиахолдинги, в свою очередь, в июне прошлого года разорвали отношения с Reuters.
Это далеко не первый коррупционный скандал с участием младшего сына президента. В 2016 году власти Италии заподозрили Билала Эрдогана в отмывании денег в особо крупном размере путем тайного ввоза в страну наличных. Нужно, однако, отметить, что истцом по этому делу выступил Мурат Хакан Узан, брат Джема Узана, основателя оппозиционной турецкой партии Genç Parti («Молодая партия»). Истец утверждал, что Билал Эрдоган ввез в страну незаконно полученные средства, а также, что приближенные к турецкому президенту лица лишили его семью собственного бизнеса, конфисковав его и обвинив в незаконной приватизации. Расследование вынудило семью Эрдогана покинуть Италию и вернуться в Турцию. В конечном итоге дело было закрыто в связи с недостатком доказательств.
Ранее Россия обвиняла Эрдогана-младшего в контрабанде нефти с территорий, подконтрольных ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). При этом официальные представители российского руководства не предоставили доказательства, подтверждающие проведение таких операций. Сам Билал отвергал эти обвинения, заявляя, что террористическая организация является врагом Турции.
Кроме того, утверждалось, что в бытность Реджепа Тайипа Эрдогана премьер-министром Билал сотрудничал с саудовским бизнесменом Ясином аль-Кади, занимавшемся финансированием «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России). Получая от аль-Кади миллионы долларов, Эрдоган-младший якобы учредил для саудовского банкира фирму на территории Турции, а также тайно встречался с ним в присутствии личной охраны тогдашнего премьера. В 2013 году аль-Кади и Билал Эрдоган проходили подозреваемыми по связанными с этими событиями уголовному делу. По мнению пишущего из Стокгольма турецкого автора издания Nordic Monitor Абдуллы Бозкурта, Билалу удалось избежать тюремного заключения по этому делу только благодаря вмешательству в ход расследования своего отца. При этом в ходе проведенной тогда масштабной антикоррупционной операции «Большая взятка», подготовка к которой осуществлялась почти год, были арестованы многие высокопоставленные министры, их заместители и члены семей.
Для очистки репутации Эрдогана-младшего используются ресурсы государственного аппарата. Так, в начале марта этого года один из региональных судов Турции постановил заблокировать доступ более чем к 67 репортажам, постам и другим упоминаниям Билала Эрдогана. Блокировались даже те посты, в которых сообщалось о самом этом судебном решении. Такая практика не является новой для турецкого правительства. Таким же образом турецкие власти повели себя и для удаления из всех возможных источников материалов о возможной причастности Ахмета Бурака Эрдогана (старшего сына президента) к смерти известной турецкой исполнительницы классической музыки Севим Танюрек, сбитой неким мотоциклистом на пешеходном переходе в 1998 году. Мотоциклиста идентифицировали тогда как старшего сына Эрдогана, занимавшего на тот момент пост мэра Стамбула. Виновник аварии скрылся с места преступления и не понес за это уголовной ответственности. Сейчас в турецком интернете практически невозможно найти рабочие ссылки, рассказывающие об этом происшествии, а при переходе на старые ссылки ведущих новостных изданий Турции открываются пустые страницы.
Как к Эрдогану-младшему относятся в Турции?
При этом отношение к сыну турецкого президента в обществе нельзя назвать однозначным. Так, в конце 2023 года вспыхнул скандал с участием действующего мэра Стамбула Экрема Имамоглу, находящегося в оппозиции к центральным властям, в ходе которого Билал Эрдоган обвинил его в бездействии и бестолковом управлении, на что, в свою очередь, Имамоглу ответил следующим выпадом: «Кто это говорит? Это говорит человек старше 40 лет, все еще зависимый от отца и безработный. Я бы сказал ему: «Иди и занимайся своими делами», но у него нет работы».
В июне 2023 года на состоявшейся между Турцией и Саудовской Аравией встрече младший сын Реджепа Эрдогана возглавил официальную делегацию страны, а также лично жал руку Мухаммеду ибн Салману, наследному принцу королевства, что вызвало шквал критики пользователей социальных сетей, так как Билал Эрдоган на тот момент не занимал никаких официальных постов в стране. Аналогичным образом пользователи сети и пресса отреагировали на появление Эрдогана-младшего в составе делегации отца и во время недавнего визита в Иран.
Еще во время скандала с компанией Dignita Systems AB сотрудники информационного агентства Reuters, впервые опубликовавшего материалы о возможном участии Билала Эрдогана в сделке, предположили, что выбор в пользу Эрдогана-младшего может свидетельствовать о том, что он является главным связующим звеном в коммуникации с представителями высших эшелонов турецкого истеблишмента.
Кроме того, Абдулла Бозкурт в Nordic Monitor выражает мнение, что Билала Эрдогана можно считать самым влиятельным человеком в Турции после его отца, однако он предпочитает действовать «из тени». Nordic Monitor отмечает, что Билал Эрдоган придерживается идеологии политического ислама, поддерживая тесные связи с различными религиозными группами турецкого общества, которые составляют немалую долю традиционного электората действующего президента. К тому же он периодически выступает посредником в коммуникации с мусульманскими организациями по всему миру, в частности с «Братьями мусульманами» (террористическая группировка, запрещенная в России).
Шансы на президентство
Возможная подготовка Эрдогана-старшего к уходу в отставку и постепенной передаче управления младшему сыну активно обсуждалась в СМИ, в частности уже упомянутым Nordic Monitor, а также турецким изданием Milli Gazete, из-за слухов о существенном ухудшении здоровья действующего президента, правдивость которых по объективным причинам нельзя достоверно подтвердить на основании открытых источников. По их мнению, таким образом действующий президент надеется сохранить власть в рамках семьи и обеспечить ее безопасность в случае возможных расследований в будущем.
В пользу этого сценария говорит, в частности, то, что на данный момент из рядов членов правящей Партии справедливости и развития постепенно удаляются лица с собственными амбициями на роль преемника, подозреваемые в нелояльности. Например, бывший министр внутренних дел Сулейман Сойлу, а также бывший министр обороны Хулуси Акар. На их же место приходят люди, тесно связанные с Билалом Эрдоганом, к примеру Абдулла Гюлер, на протяжении долгого времени занимавший пост члена правления Фонда стрельбы из лука (Okçular Vakfı), который является детищем Эрдогана-младшего.
В материале Nordic Monitor, выдвигается предположение, что в случае прихода Билала Эрдогана к власти он продолжит антизападную линию отца, постепенно превращая Турцию в аналог современного халифата.
Однако, по мнению Яшара Ниязбаева, журналиста и автора Telegram-канала «Повестка дня Турции», будучи дискредитированным в ходе ряда коррупционных скандалов, Билал Эрдоган едва ли может надеяться на статус преемника. И если бы Эрдоган-старший действительно готовил своего сына к такой роли, это бы не вызвало однозначного одобрения даже самых ярых сторонников действующего президента.
При этом в окружении Эрдогана-старшего есть еще один человек, которому часто прочат роль преемника, — его зять Сельчук Байрактар (турецкий предприниматель и совладелец компании Baykar Makina). По словам Ниязбаева, отношение к нему в турецком обществе гораздо позитивнее, чем к Билалу Эрдогану, даже среди сторонников Эрдогана и его партии. Интересно, что с подобным предположением выступали и журналисты The Wall Street Journal. Мария Кича добавляет, что во время прошлогоднего землетрясения в Турции Сельчук Байрактар публично жертвовал деньги пострадавшим, записывал обращения со словами поддержки, а его компания Baykar Makina предоставляла переносные дома.
Мнение о том, что Эрдоган-старший может готовить сына в преемники, Кича не разделяет и считает, что Билал Эрдоган никогда не занимался чисто политической карьерой. Вся его деятельность была сконцентрирована на многочисленных бизнесах. При этом, по ее словам, среди родственников президента в принципе нет кандидата, которому бы очень симпатизировало турецкое общество.
Вероятность условной «прямой передачи» власти от отца к сыну ставят под сомнение и результаты прошедших в Турции 31 марта муниципальных выборов. Они ознаменовались триумфальной победой оппозиции в 19 городах страны, в частности в крупнейших мегаполисах — Анкаре, Стамбуле и Измире. Это событие можно назвать самым значительным за последние 20 лет поражением для правящей партии президента страны — Партии справедливости и развития. Уже вечером 31 марта на мероприятиях, посвященных победе кандидатов от Народно-республиканской партии, сторонники оппозиционного мэра Стамбула Экрема Имамоглу скандировали требования об отставке действующего президента. И хотя сейчас еще рано строить прогнозы о ходе президентской гонки 2028 года, все же можно сделать вывод о том, что возможная попытка прихода к власти Билала Эрдогана не будет встречена безоговорочным одобрением общества.
Признав поражение своей Партии справедливости и развития, действующий президент заявил, что готов корректировать правящий курс, реагируя на запросы, которые ставит перед ним общество. Отвечая на вопрос, сможет ли Эрдоган взять политический реванш перед президентскими выборами 2028 года, Яшар Ниязбаев в качестве ответа привел знаменитую фразу бывшего премьер-министра и президента Турции Сулеймана Демиреля: «24 часа — слишком большой срок для политики». Эксперт отметил, что Эрдоган — опытный политик, который всегда умел находить выход из самых неспокойных периодов своего правления.