Кто из бизнесменов был на обложке российского Forbes и почему теперь другие обложки
При этом пишет Forbes в основном про людей, а не про процессы; их, конечно, тоже надо понимать, но именно через личность и человеческую драму, а иногда и трагедию (куда без нее в российском бизнесе) можно интересно и полезно для читателей рассказать о предпринимательстве.
Чего только не было за 20 лет присутствия бренда Forbes в России! Человеческая трагедия в первые годы коснулась и самого издания — в 2004-м прямо рядом с офисом был убит первый главный редактор журнала, американский гражданин Пол Хлебников, романтик, вернувшийся на историческую родину, чтобы делать качественную деловую журналистику.
Бизнесмены сложной судьбы в середине 2000-х пытались убедить нас, что должны попасть не только в список Forbes, но и на обложку. До недавнего времени фото на обложке Forbes для любого бизнесмена было безусловным признанием его успеха — мечтой, часто несбыточной, сотен, если не тысяч российских предпринимателей, топ-менеджеров и селебрити. За эти годы лицами Forbes стали 139 человек, из них 71 — участники рейтинга богатейших бизнесменов России. Чаще других на обложке появлялись Владимир Потанин и Мария Шарапова — по пять раз, по четыре раза были представлены Аркадий Ротенберг, Сулейман Керимов, Михаил Прохоров, Юрий Мильнер и Олег Тиньков (признан Минюстом иноагентом).
После февраля 2022 года обложки у нас в основном шрифтовые. Достойных кандидатов и сейчас достаточно, но проблема в том, что они сами не хотят: одни начали избегать публичности, а другие еще и санкций боятся. Интересно, изменится ли ситуация после окончания «спецоперации»*? Надеемся, что да.
За 20 лет на вершине самого главного рейтинга Forbes — богатейших бизнесменов России — побывало 10 человек. Заслуженным победителем можно считать Владимира Лисина, четырехкратного чемпиона (2010, 2011, 2018, 2022), по три раза на Олимпе были Роман Абрамович (2005, 2006, 2007), Алишер Усманов (2012, 2013, 2014) и Леонид Михельсон (2016, 2017, 2019), дважды — Владимир Потанин (2015, 2020).
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.