Минстрой объяснил проблему с заменой лифтов недостаточными взносами на капремонт
Проблема с заменой лифтов возникает из-за недостаточных взносов на капремонт, сообщили в Минстрое. Ранее в Фонде развития территорий заявляли, что из 574 000 лифтов в России более 57 000 «находятся за гранью порогового предельного срока эксплуатации 25 лет». Эксперты считают, что для решения этой проблемы нужно изменить приоритеты по выделению средств на замену лифтов из общей суммы на капремонт
Проблема с заменой лифтов в многоквартирных домах связана с низким размером взноса в фонды капитального ремонта, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Минстроя. При этом средний взнос на капремонт по регионам составляет восемь–девять рублей за один кв. м, а в Москве — 24 рубля, рассказала изданию зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Представитель Минстроя уточнил, что финансирование работ по замене лифтов и лифтового оборудования возможно с применением отсрочки, рассрочки оплаты по договору подряда или с применением механизма факторинга. Такой способ позволяет выполнить работы сразу, а рассчитываться за них в течение последующих трех–пяти лет. В то же время часть работ может софинансироваться из бюджетов субъектов, отмечают «Ведомости».
Ранее, 21 февраля, председатель Совфеда Валентина Матвиенко на правительственном часе с участием главы Минстроя Ирека Файзуллина раскритиковала подведомственный Минстрою Фонд развития территорий (ФРТ) за отсутствие единого механизма капитального ремонта и замены лифтов в регионах. Гендиректор фонда Ильшат Шагиахметов тогда заявил, что из 574 000 лифтов в России более 57 000 «находятся за гранью порогового предельного срока эксплуатации 25 лет». При средней стоимости лифта в два-три миллиона рублей для решения проблемы необходимо около 200 млрд рублей, отметил он.
В то же время депутат думы Астраханской области Олег Шеин рассказал «Ведомостям», что проблема с заменой лифтов в регионах заключается не только в недостатке финансирования, но и в самом подходе к капремонту. Он отметил, что капремонт включает в себя разные виды работ, но законодательством не определены приоритеты по ним. «Даже если увеличить сам размер тарифа, то эти деньги расплывутся. Кроме того, в ряде регионов, где, как в Астраханской области, число лифтов, достигших предельных сроков эксплуатации, достигло отметки 50% и более, даже направление аккумулированных средств фонда капремонта не обеспечит должной безопасности и динамичной замены лифтов», — добавил он.
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Станислав Шубин в разговоре с изданием отметил, что основная проблема с заменой лифтов заключается в созданной «котловой» модели финансирования капремонта, когда все платят за тех, у кого состояние дома хуже. Он добавил, что сложности возникают из-за отсутствия взаимосвязи между износом дома и размером взносов.
При этом в 2022 году «Коммерсантъ» писал, что региональные программы по замене лифтов в рамках капремонта многоквартирных домов оказались под угрозой срыва из-за резкого подорожания лифтового оборудования. Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев тогда рассказал изданию, что властям российских субъектов к середине февраля 2025 года предстоит заменить 516 000 лифтов, срок эксплуатации которых превысит 25 лет. Директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский тогда заявил, что ситуация не улучшится, пока российская экономика не адаптируется к возникшим изменениям после ухода из России зарубежных производителей лифтов и не будет найден новый баланс доходной и расходной частей бюджетов регионов.