К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новые шоки: с чем столкнулось правительство Мишустина

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)
Правительство Михаила Мишустина отработало в своем составе четыре полных года. На этот период пришлась череда экстремально новых шоков, главными из которых стали COVID-19 и беспрецедентное внешнее санкционное давление. Кабмину образца 2020 года пришлось действовать в условиях вынужденных ограничений, оказавших давление на большинство сфер экономики, потребительскую активность, создавших серьезные угрозы для ряда секторов экономики, состояния занятости населения и функционирования бизнеса в целом. Насколько хорошо удалось с этим справиться, рассуждает первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович

На фоне масштабных вызовов правительство должно было, с одной стороны, стабильно и надежно выполнять свои базовые функции, а с другой — реагировать на происходящие изменения. Причем требования к скорости работы радикально выросли. Правительство перешло фактически на штабной режим работы, максимально упростив межведомственные согласования. В конце концов, это позволило сформировать определенный стиль, одновременно оперативный и открытый. При подготовке решений широко учитывались мнения экспертных и отраслевых организаций, а также регионов, а сбор предложений шел с максимально широким охватом на базе современных цифровых платформ.

Несмотря на то, что пандемия COVID-19 и ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры подсветили и обострили существующие структурные проблемы, российская экономика показала устойчивость и адаптивность к внешним вызовам. Своевременная и масштабная государственная поддержка способствовала тому, что за четыре последних года ВВП вырос на 4,7%. Причем выросли и производственные отрасли, и отрасли, в наибольшей степени ориентированные на потребительский спрос. Операционная деятельность предприятий не нарушилась, а, наоборот, произошла перестройка торговых связей и транспортно-логистических цепочек, одновременно активизировалось импортозамещение.

При этом правительство не стало исключительно «антикризисным», практически сразу же оно начало системно внедрять новые принципы и форматы работы и смотреть на перспективу. Так появился, например, новый формат использования стратегических сессий как способа подготовки решений и проработки отраслевых вызовов. Он, в частности, доказал свою результативность в период разработки серии новых инициатив социально-экономического развития до 2030 года (работа велась по поручению президента Путина) и вообще стал привычным инструментом при проработке всякого рода стратегических и тактических вопросов.

 

Одновременно с этим радикально трансформировалась система управления госпрограммами, которая была ориентирована на проектный подход и достижение национальных целей за счет всех созданных для этого инструментов. Несмотря на существенное сокращение сроков внутренних согласительных процедур в правительстве и, в целом, высокую (близкую к стопроцентной по заложенным показателям) эффективность исполнения национальных проектов и госпрограмм, правительство продолжает видеть резервы повышения собственной эффективности и работает над обновлением системы управления нацпроектами, имея в виду перспективу до 2036 года. В 2023 году на заключительном заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам именно такой горизонт был обозначен президентом.

Для формирования обновленных национальных целей на перспективу по итогам минувшего года сложилась прочная основа в ключевых секторах экономики, а также в социальной сфере. При этом государство не стремится играть доминирующую роль там, где это не требуется. Например, если в 2022 году роль государства как источника финансирования инвестиций заметно возросла, то начиная с 2023 года, происходит возвращение к историческим значениям. Помимо проактивных мер государственной поддержки (которые при необходимости донастраиваются или отменяются, когда решаемая ими задача выполнена), важную роль играют организационные и институциональные меры по улучшению инвестиционного климата, внедрению во всех регионах положений регионального инвестиционного стандарта, приоритизации проектов технологического суверенитета. В ситуации высокой неопределенности правительство последовательно стремится снижать риски для частных инвесторов и ослаблять регуляторное давление. Практически все время с начала эпидемии коронавируса в России действует мораторий на плановые и внеплановые проверки в отношении предприятий, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Кабмин обещает, что такой режим сохранится и в текущем году.  

 

Качественная трансформация работы правительства за эти четыре года помогла в сложных условиях государству «повернуться лицом» к людям и к бизнесу, что позволило стране развиваться. И есть основания полагать, что этот процесс будет продолжен.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+