«Ведомости» узнали о планах распределения закупаемых Госдумой российских автомобилей
В Госдуме в 2024 году пройдет замена автомобилей, закрепленных за депутатами, на отечественные, выяснили «Ведомости». Вице-спикеры Госдумы и руководители фракций будут ездить на Aurus, главам комитетов могут предоставить Lada Aura, а рядовым депутатам — Lada Vesta и «Москвич», рассказали источники газеты
Вслед за спикером Госдумы Вячеславом Володиным и высшими чиновниками на Aurus пересядут его заместители и главы парламентских фракций, руководители комитетов получат новую модель Lada, вероятнее всего Aura, а другие депутаты — Lada Vesta и «Москвич», пишут «Ведомости» со ссылкой на собеседника в аппарате нижней палаты. Если за руководством Госдумы и главами комитетов закреплены отдельные машины, то рядовые депутаты обычно используют автомобили из думского автопарка «по вызову», предупреждая о времени поездки и маршруте заранее, пояснил газете один из депутатов.
Собеседник в аппарате палаты рассказал, что в Госдуму поступили 33 машины Lada Vesta, на которые должны будут пересесть с 2024 года депутаты. По его словам, этими машинами смогут пользоваться рядовые парламентарии. Ранее машинами, которые перевозили рядовых депутатов, были Ford Mondeo и Hyundai. Спикер Госдумы Вячеслав Володин в конце 2023 года сообщил, что в гараж Госдумы поступили первые российские автомобили Lada Vesta. Эту информацию газете подтвердил один из депутатов. По его словам, пока депутаты продолжают ездить и на Ford, и на Hyundai. Самыми старыми машинами (8–10 лет) в автопарке Думы, по его оценке, являются Hyundai. В ближайшее время ожидается поставка в гараж палаты автомобилей «Москвич», добавил собеседник из числа парламентариев.
Источник в аппарате Госдумы рассказал, что в этом году может начаться и замена автомобилей, закрепленных за руководством палаты. По его словам, вице-спикеры Госдумы и руководители партийных фракций будут ездить на Aurus (машина этой марки закреплена за председателем Госдумы Вячеславом Володиным). Главам думских комитетов могут предоставить Lada Aura, отметил собеседник в аппарате. Сейчас за вице-спикерами Госдумы и руководителями фракций закреплены Genesis, а за главами комитетов — BMW и Genesis. Собеседник из числа депутатов отметил, что за руководителями Госдумы и комитетов машины закрепляются персонально, а парламентариям без должностей автомобили для поездок предоставляют по требованию.
Российским регионам предложили с 1 января следующего года пересадить всех депутатов Госдумы на отечественные автомобили, говорилось в отправленном в региональные органы исполнительной власти письме руководителя аппарата Госдумы Игоря Дивейкина, в котором он ссылается на решение спикера Вячеслава Володина, писали «Ведомости» 19 декабря 2023 года со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, и собеседника в Госдуме. Соответствующее решение было принято по итогам совета Госдумы 18 сентября, письмо в регионы отправили еще осенью, рассказал один из собеседников газеты.
В августе Володин обсуждал предложение пересадить депутатов Госдумы на российские автомобили с лидерами пяти думских фракций. «Все поддерживают такое решение. Договорились, что депутаты будут использовать автомобили «Москвич», «Лада», Aurus. В скором времени начнется выпуск автомобилей «Волга», — сказал тогда спикер. Позже он отметил, что Госдума начала заменять машины, закрепленные за депутатами в Москве, на отечественные.
В октябре Минпромторг подготовил рекомендации по приоритетному использованию российских автомобилей госслужащими, которые распространяются в том числе на депутатов. В список вошли автомобили шести производителей: Lada, УАЗ, Aurus, «Москвич», Evolute и Haval. Кроме того, по словам одного из собеседников газеты, за депутатами могут закрепить иномарку, если она была выпущена в России до того, как западные производители ушли из страны. Минфин готов первым из российских госструктур перейти на автомобили отечественного производства, заявил на заседании Госдумы в июле 2023 года глава ведомства Антон Силуанов.
Член комитета Российской ассоциации по связям с общественностью по политтехнологиям Павел Склянчук напомнил, что тему пересадки на отечественные автомобили «поддержал президент Владимир Путин, и она быстро стала для депутатов идеей фикс». По его словам, такой процесс импортозамещения «растянется, а значит, пиар-эффект будет смазан». Сами граждане сейчас ездят на иномарках и запроса на то, чтобы служебные автомобили были именно российскими, как это было в 1990-х, больше нет, добавил он. Депутаты встраиваются в общий тренд отказа от всего западного, причем касается это не только автомобилей, сказал газете политолог Алексей Макаркин.