СМИ рассказали о мошеннических схемах перед Новым годом
Банковские мошенники с ноября активно эксплуатируют тему новогодних праздников в своих схемах, рассказали «Ведомостям» банкиры и представители компаний в сфере информационной безопасности. Мошенники предлагают покупателям большие скидки, «беспроигрышные игры», услуги Деда Мороза и билеты на новогодние представления
Банковские мошенники с ноября активно используют тему новогодних праздников в своих схемах, сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей банковской отрасли и компаний в сфере информационной безопасности. По словам старшего вице-президента и руководителя департамента цифрового бизнеса ВТБ Никиты Чугунова, атаки сейчас усиливаются на фоне предпраздничной суеты, тенденция сохранится и в праздники, когда люди наиболее расслаблены.
По данным ВТБ, наибольшее число атак приходится на представителей возрастной группы от 35 до 44 лет (25%), которые охотнее совершают финансовые операции. Каждая пятая атака приходится на граждан в возрасте от 45 до 54 лет, еще 14–17% — на остальные возрасты. По словам Чугунова, жертвами мошеннических схем перед Новым годом все чаще становятся молодые люди до 25 лет.
Среди наиболее популярных способов кражи данных и денег — по-прежнему фишинговые сайты, которые мимикрируют под крупные маркетплейсы и привлекают покупателей большими скидками, считает директор департамента анализа защищенности и противодействия мошенничеству компании Bi.Zone Евгений Волошин. Всего, по данным Bi.Zone, в декабре было выявлено почти 20 000 фишинговых доменов, которые были созданы с целью кражи данных и денег.
Одной из разновидностей таких схем ведущий специалист департамента Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T. Евгений Егоров называет «беспроигрышную игру в коробочки», в которую злоумышленники предлагают сыграть пользователям и перенаправляют их на фишинговый сайт, где потенциальной жертве предлагают выбрать одну или несколько коробочек, за которыми могут находиться ценные призы или денежные средства. Чтобы получить приз, необходимо сначала «оплатить комиссию», пояснил Егоров. По данным F.A.C.C.T., с помощью одной подобной схемы мошенники за неделю в конце декабря смогли получить более 5,5 млн рублей, всего аналитики зафиксировали более сотни подобных сайтов.
Также мошенники маскируют фишинговые сайты под новогодние мероприятия, которые продают фальшивые билеты на мероприятия и предлагают услуги Деда Мороза и Снегурочки для детских праздников, пояснила эксперт центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar Aura группы компаний «Солар» Диана Селехина.
Эксперты также предупреждают о высоком уровне активности телефонных мошенников, которые звонят от лица мобильных операторов и просят «продлить договор», говорит заместитель руководителя Центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Олег Замиралов. По словам Чугунова, таким образом злоумышленники пытаются получить доступ в личный кабинет пользователя и к различным сервисам, в том числе к мобильному банкингу.
Чтобы обезопасить себя, необходимо не переходить по незнакомым ссылкам, не вводить личные и платежные данные на подозрительных сайтах, проверять адреса магазинов в адресной строчке и использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию, напомнили эксперты. Волошин пояснил, что часто мошенники меняют только одну букву или символ в адресе веб-страницы.