МВФ оценил доходы бюджета России от введения углеродного регулирования
Доходы российского бюджета от введения обязательного углеродного регулирования могут составить до 4,3–4,4% ВВП в 2030 году, говорится в «климатической записке» МВФ. По подсчетам экспертов, Россия окажется лидером по объему потенциальных доходов бюджета среди стран G20. Доходы Китая и Саудовской Аравии, которые следуют за ней, для сравнения, могут составить чуть более 2,5% ВВП
Доходы российского бюджета от введения обязательного углеродного регулирования могут составить до 4,3–4,4% ВВП в 2030 году, говорится в «климатической записке» «Парижское соглашение работает? Обзор смягчения последствий глобального изменения климата», подготовленной экспертами Международного валютного фонда (МВФ).
Как свидетельствуют подсчеты экспертов МВФ, Россия окажется лидером по объему потенциальных доходов бюджета среди стран G20. Доходы Китая и Саудовской Аравии, которые следуют за ней, для сравнения, могут составить чуть более 2,5% ВВП. Австралии, Канады, ЕС и Великобритании (с учетом размывание доходной базы) — менее 1%.
«Чистые доходы (от введения обязательного углеродного регулирования) обычно составляют от 0,5% до 2% ВВП, как правило, они ниже в странах с высоким уровнем дохода (HIC), чем в большинстве стран с доходом выше среднего (UMIC), что отражает более низкую эмиссионную интенсивность ВВП», — отмечают авторы исследования.
Они указывают, что некоторая часть полученных бюджетом доходов пойдет на выплату компенсаций домохозяйствам с низкими доходами и государственных инвестиций, «но в целом бюджетный баланс (от введения «цены на углерод») может улучшиться или, по крайней мере, не ухудшится».
Введение углеродного регулирования — обложение бизнеса налогом за выбросы парниковых газов или введение углеродных квот — необходимо для выполнения Парижского соглашения, которое предусматривает, что прирост глобальной средней температуры должен быть намного ниже 2°С, а также необходимость прилагать усилия для ограничения роста до 1,5°С, что значительно сократит риски изменения климата.
Чтобы ограничить глобальное потепление в диапазоне 1,5–2°С, необходимо сократить выбросы углекислого газа (CO2) и других парниковых газов на 25–50% к 2030 году по сравнению с 2019 годом, отмечают эксперты МВФ. Однако они указывают на недостаток «амбиций и политических решений». Хотя страны увеличили свои амбиции по смягчению последствий изменения климата после подписания Парижского соглашения в 2015 году, если будут выполнены уже поставленные цели, глобальные выбросы парниковых газов сократятся всего на 11%. Если события будут развиваться по «обычному» сценарию без новых (или ужесточения существующих) мер по смягчению последствий изменения климата, глобальные выбросы парниковых газов к 2030 году увеличатся на 4%, до 51,5 млрд т. Такими темпами «углеродный бюджет» на 1,5° С будет исчерпан уже к 2035 году.
Чтобы сократить прирост температуры на 2°С необходимо. чтобы глобальные «цены на углерод» составили $85 за т, указывают эксперты. Сейчас МВФ оценивает их стоимость в $5 за т.
Россия подписала Парижское соглашение по климату в апреле 2016 года, приняла его в 2019 году. Таким образом, страна обязалась постепенно переходить на зеленые технологии и бороться с глобальным потеплением.
МВФ выпустил свою «климатическую записку» к началу конференции, посвященной изменениям климата (СОР-28), которая открылась 30 ноября в Дубае. Россию на мероприятии представляет советник президента Руслан Эдельгериев. К началу конференции богатейший россиянин по версии Forbes Андрей Мельниченко написал колонку для «Коммерсанта» об альтернативных путях выполнения Парижского соглашения. Он предлагает признать, что борьбой только с антропогенными выбросами СО2 затормозить изменения мирового климата нельзя, и призывает страны БРИКС+ развивать альтернативные климатические проекты, в том числе нацеленные на снижение природных углеродных выбросов.