Путин назвал острой проблему абортов в России. По его мнению, решить ее можно несколькими способами, в том числе запретом на продажу препаратов для прерывания беременности, улучшением социально-экономических условий в России, повышением уровня благосостояния и реальных зарплат. Президент добавил, что этот вопрос «чрезвычайно важный для будущего нашего государства». Несколько российских регионов ранее приняли законы о запрете склонения к абортам, предусматривающие штрафы
Проблема абортов в России острая, и есть разные варианты ее решения, сказал Владимир Путин на встрече с новым составом Общественной палаты.
«Конечно, проблема абортов — она такая острая. Вопрос: что с этим делать?» — сказал Путин (цитата по ТАСС). Среди возможных вариантов он назвал запрет на продажу препаратов для прерывания беременности, улучшение социально-экономического положения в России, повышение уровня благосостояния, реальных зарплат, социального обслуживания, оказание помощи молодым семьям с приобретением жилья, а также «помощь по другим направлениям, материальная помощь молодым студенческим семьям».
Демографический вопрос в России сложный, считает Путин. Он отметил, что в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война, был такой же провал в демографии по рождаемости, как и потом в 1991-м, в год распада СССР. При этом Путин усомнился в необходимости разрабатывать отдельную стратегию демографической безопасности: за социальный блок отвечает правительство, а не Совбез, напомнил он. По мнению Путина, власти за последние годы сделали очень много для поддержки семей с детьми, и нужно «постоянно уделять этому внимание, не останавливаться на том, что сделано, реагировать на реалии жизни». «Все, что государство делает, — это и есть стратегия. Но тем не менее все равно я вместе с коллегами еще подумаю, потому что вопрос чрезвычайно важный для будущего нашего государства», — сказал Путин.
В августе Мордовия первой из российских регионов приняла закон о запрете склонения к абортам, предусматривающий штрафы. Под склонением к абортам власти подразумевают «понуждение к этому беременной женщины путем уговоров, предложений, подкупа, обмана, выдвижения иных требований». Штрафы за нарушение в Мордовии составляют от 5000 до 10 000 рублей, для иностранцев — от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
В ноябре схожий закон приняли депутаты Заксобрания Тверской области. В пресс-службе парламента заявили, что правонарушение будет считаться совершенным вне зависимости от того, был ли сделан аборт или нет, а информирование пациентов о наличии медицинских и соцпоказаний к прерыванию беременности склонением к аборту считаться не будет. Штрафы за нарушение закона на территории Тверской области составят от 3000 до 5000 рублей, для должностных лиц — от 25 000 до 50 000 рублей, для юрлиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Минздрав в начале октября также внес препараты, содержащие мифепристон и мизопростол, которые используются для прерывания беременности, в перечень средств, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ). В документе говорилось, что их прием вне медицинской организации увеличивает риск осложнений и даже может привести к аллергии и летальному исходу, например при недиагностированной внематочной беременности или беременности в рубце на матке.