ФПА призвала адвокатов не участвовать в забастовке из-за ареста защитников Навального
Федеральная палата адвокатов призвала коллег не участвовать в забастовках или иных акциях «политического свойства». Так ФПА прокомментировала открытое письмо группы адвокатов, которые призвали присоединиться к трехдневной забастовке после ареста трех защитников Навального
Федеральная палата адвокатов России (ФПА) опубликовала заявление, в котором призвала коллег не участвовать в забастовках или иных акциях «политического свойства» в связи с арестом трех адвокатов политика Алексея Навального.
Адвокатура — это «профессиональное, а не политическое объединение», заявили президент ФПА Светлана Володина и председатель комиссии совета по защите прав адвокатов Генри Резник. По их мнению, успешность защиты адвокатов от необоснованных преследований и злоупотреблений обеспечивается «профессионализмом и ответственностью, а не демагогическим шумом». «На данный момент в ФПА отсутствует достоверная информация о существе предъявленных обвинений и их обоснованности, мы лишены возможности по делу сформировать профессиональное суждение. И тем более не должны поддаваться на призывы участия в забастовках или иных акциях политического свойства», — заявили Володина и Резник. Они подчеркнули, что есть «иные законные формы выражения гражданской позиции, не затрагивающие права доверителей и этические правила профессии».
Группа российских адвокатов призвала коллег присоединиться к трехдневной забастовке из-за преследований за профессиональную деятельность, писал «Коммерсантъ». Поводом для проведения акции авторы открытого письма назвали арест адвокатов Навального, привлечение к административной ответственности адвоката Алексея Ладина и обыски в коллегии адвокатов «Далет». Организаторы предложили адвокатам временно прекратить участие «во всех процессуальных действиях во всех видах судопроизводства с предварительным уведомлением участников соответствующих действий о необходимости отложения их производства». Среди требований — организация объективного расследования перечисленных инцидентов, прекращение преследования адвокатов, а также внесение в Уголовный кодекс нормы об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката.
Замминистра юстиции Максим Бесхмельницын предостерег адвокатов от участия в «предупредительных акциях» и «приостановке процессуальных действий». Он заявил, что авторы письма пытаются «искусственно соорудить интригу, вызвать общественный резонанс, говоря о нарушении прав адвокатов». По его мнению, забастовка будет нарушением закона об адвокатуре. Какие меры воздействия могут быть применены к участникам акции и какую ответственность могут понести адвокаты за «отказ от исполнения своих обязанностей», представитель Минюста не пояснил.
Адвокаты Игорь Сергунин, Алексей Липцер и Вадим Кобзев, которые представляли интересы Навального в судах, были арестованы по делу об участии в экстремистском сообществе (часть 2 статьи 282.1 УК). В материалах дела говорится, что адвокаты, «используя свой статус при оказании юридической помощи для доступа в исправительное учреждение, обеспечивали регулярную передачу информации между руководителями, участниками экстремистского сообщества и Навальным». По версии следствия, это позволило Навальному продолжать руководить экстремистским сообществом и совершать преступления. Четвертый адвокат Навального, Александр Федулов, сообщил о своем отъезде из России.
Росфинмониторинг в январе 2022 года внес Навального и его соратников в перечень экстремистов и террористов. Навальный находится в заключении с 2021 года: тогда суд заменил ему условный срок по делу «Ив Роше» длиной 3,5 года на реальный. В марте 2022 года Навального приговорили еще к девяти годам лишения свободы по делу о мошенничестве и неуважении к суду. В августе 2023 года Мосгорсуд приговорил Навального по «экстремистскому» делу к 19 годам колонии особого режима.
Навальный не признает вину ни по одному из предъявленных обвинений. Он считает свое преследование политически мотивированным. В сентябре Первый апелляционный суд общей юрисдикции отклонил жалобы его защиты на приговор по «экстремистскому» делу. При этом суд внес изменения в приговор Навальному, убрав из мотивировочной части формулировку «особо опасный рецидивист». В апреле политик также рассказал, что следователи сообщили ему о выделении из дела об экстремизме отдельного «террористического» дела, по которому его будет судить отдельно военный суд.