Широкий прием: как легендарное полотно Рериха стало хитом выставки в Третьяковке
В 1909 году по заказу Сергея Дягилева для первых «Русских сезонов» в парижском театре Шатле Николай Рерих оформил оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина. Однако из оперы Бородина на сцене Шатле был представлен только фрагмент — вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски», поставленная хореографом Михаилом Фокиным и режиссером Александром Саниным. Мир фокинско-рериховских варваров взорвал Париж. Обозреватель газеты Le Temps писал: «Был момент, когда весь зал, увлеченный неистовством танцев восточных рабов и половецких воинов в конце «Князя Игоря», был готов встать и схватиться за оружие. Энергичная музыка, лучники, пламенные, дикие и жестокие, вся эта человеческая смесь, мелькание оружия, рук и разноцветных костюмов, казалось, на миг вскружили головы парижской публике, ошеломленной лихорадочным и безумным движением». Балет оставался в репертуаре «Русских сезонов» все время существования антрепризы.
Николай Рерих четыре раза оформлял постановки «Князя Игоря». Третьяковка уверена, что в ее коллекции – оригинальный занавес первой редакции 1909 года. Гигантское полотно размером 23 м на 10 м окружало сцену Шатле полукругом, создавало эффект бесконечного степного пейзажа с юртами на фоне золотого неба. «Технически создать панорамные декорации можно было только в театре Шатле. Благодаря развеске занавеса и работе со сценическим светом возникала иллюзия сумеречного состояния, затмения», — рассказывает куратор выставки Рериха, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Шуманова. В дальнейшем на других площадках занавес вывешивали не полностью, на это указывают заломы ткани, прорывы. В 1930-е годы наследница дягилевской антрепризы — труппа «Русские сезоны колонеля де Базиля» — гастролировала в Австралии. Во время турне была проведена фото- и киносъемка (Сергей Дягилев не позволял снимать ни репетиции, ни спектакли). В объектив попал и занавес Рериха к «Половецким пляскам». Эксперты Третьяковки подсчитали: за свою сценическую историю он выдержал более 2000 представлений.
В балете, созданном Фокиным и Рерихом в концепции синтеза искусств Gesamtkunstwerk, придуманной Рихардом Вагнером, сцена воспринималась как выставочный зал, а живопись получила собственное признание.
Михаил Фокин так оценивал работу своего соавтора Рериха: «Написанные широким приемом, его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями и не идущими к делу красочными эффектами, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки».
Наследие дягилевской антрепризы распродавалось на аукционах Sotheby’s c 1967 по 1973 год. В 1967–1968 годах продавали декорации спектаклей, созданные Бакстом, Бенуа, Матиссом, Пикассо. Декорации уходили по цене живописи. Одним из экспертов, разбиравшим завалы костюмов и сценографии на складах в Париже и проводившим атрибуцию, был историк театра Филипп Дайер. По легенде, аукцион отдал Дайеру занавес «Половецких плясок» в знак признательности за оказанные услуги. Есть версия, что в 1970-е годы новый владелец пытался продать занавес Национальной галерее Австралии в Канберре, где хранится большая коллекция артефактов дягилевской труппы, однако музей отказался от покупки, сославшись на то, что у него нет возможности выставлять декорацию такого размера. Летом 2006 года на лондонской автостоянке наследники Дайера раскатали занавес перед антикварами Айвором и Ольгой Мазур, коллекционерами дягилевского наследия. Оказалось, что при всей изношенности тканей основы утраты красочного слоя составляют всего 10%. «Нашей первой реакцией было: какая мощная живопись!» — рассказывает Ольга Мазур. Одновременно пришло понимание того, что эта вещь не для частного собрания.
«Рассуждая здраво, можно было бы ожидать, что труппа Дягилева потерпит крах, пытаясь пересадить отступнический русский балет на совершенно инородную почву Запада», — писала исследователь дягилевской антрепризы Линн Гарафола. Успех предприятия она объясняет тем, что «Дягилев обладал интуитивным чувством рынка, пониманием тех его возможностей, которые ведут к освобождению, и — прежде всего — осознанием того, как можно манипулировать рынком, чтобы он мог служить традиционным целям высокого искусства».
Решением совета Третьяковской галереи в 1909 году эскиз пастелью «Половецкий стан» был куплен в коллекцию музея. Декорацию по эскизу Рериха выполнил театральный художник Борис Анисфельд, изменив цветовую тональность. Режиссер Санин писал Рериху, что постарается исправить цвет с помощью театрального света. Полную версию «Князя Игоря» в сценическом решении Рериха впервые показали в Лондоне в 1914 году.
Художественный триумф первых сезонов 1909 года обернулся финансовой неудачей. Доходов от продажи билетов (522 000 франков) не хватило на то, чтобы возместить расходы. Дягилев остался должен антрепренеру Габриэлю Астрюку 86 000 франков. Астрюк продал за 20 000 франков дягилевские декорации и костюмы импресарио Раулю Гинцбургу, руководившему Оперой Монте-Карло. Гинцбург планировал поставить в этих декорациях и костюмах свою «Псковитянку». Однако 24 декабря 1909 года Сергей Дягилев подписал контракт с Парижской оперой на следующий сезон на 100 000 франков, в феврале 1910 года выплатил долг Астрюку и выкупил декорации и костюмы у Гинцбурга. Полная стоимость антрепризы 1910 года, по оценкам Дягилева, составила 1210 000 франков. И хотя доходы от продажи билетов упали до 398 887 франков, Дягилев смог покрыть расходы. Помогли пожертвования меценатов из России, доходы от гастролей в Брюсселе и Берлине. К 1910 году Сергей Дягилев понял: частная труппа уровня Императорского театра может существовать только как антреприза, обслуживающая международную сеть оперных театров.
В 2018 году в Лондон прилетели реставраторы Третьяковской галереи. Чтобы показать занавес полностью, Ольга и Айвор Мазуры арендовали спортивный зал. В 2020 году после многолетнего торга занавес был приобретен в коллекцию Третьяковской галереи.
Для реставрации огромного полотна площадью 320 кв. м команда специалистов Третьяковки под руководством Андрея Голубейко, заведующего отделом научной реставрации масляной станковой живописи ХVIII — начала ХХ века (среди его работ — полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, панно «Введение в Еврейский театр» Марка Шагала и «Принцесса Греза» Михаила Врубеля), разработала специальную конструкцию из двух облегченных валов длиной около 12 м. Производство конструкции оплатила компания «Транс-союз». Благодаря этому приспособлению, постепенно разворачивая ткань, над занавесом могут работать до 10 человек. Реставрацию занавеса в рамках подготовки выставки Рериха оплачивает банк ВТБ. Первый этап работ, укрепление холста, реставраторы завершили к открытию выставки Рериха в залах Третьяковки на Крымском Валу.