К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ВШЭ узнала долю склонных к паническим закупкам россиян


Примерно каждый десятый россиянин склонен к паническим закупкам — стремлению покупать больше товаров, чем нужно, из опасений возможного дефицита, выяснила Высшая школа экономики. У каждого четвертого бывают компульсивные покупки — когда какой-то товар приобретается ради самой покупки, а не необходимости в нем. Эмоциональное потребление активизируется в периоды внешних шоков, с которыми в России «все нормально», отметил проректор НИУ ВШЭ

Примерно 10% россиян склонны к совершению панических закупок на фоне тревожных новостей, показало исследование Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Об этом сообщил первый проректор вуза и заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев, его цитирует РБК. Опрос был посвящен эмоционально нагруженному потреблению, когда покупки совершаются на эмоциях, а не только по рациональным причинам — необходимости в товаре или услуге. Университет провел исследование в июне и июле 2023 года в 55 регионах в формате личного интервью, выборка составила 6000 человек.

Авторы выделили три основных вида эмоционально нагруженного потребления.

  • Паническое потребление — это реакция на фактический или ожидаемый дефицит товаров после негативных новостей. Оно становится результатом неверия в способность властей и торговых сетей контролировать ситуацию и обеспечить нужный уровень поставок. Но такое потребление может быть и своеобразной инвестицией (желанием продать товары потом дороже) либо попыткой сэкономить (купить товар с запасом, пока он не подорожал). 9,4% опрошенных признались, что за последние три месяца покупали что-то в большем объеме, чем требовалось, из опасений, что товар подорожает или пропадет из продажи. Социальные сети усиливают страхи и быстрее распространяют панические настроения, отметил Радаев.
  • Импульсивное потребление — это незапланированная, спонтанная трата денег, когда решение принимается немедленно или даже теряется самоконтроль. Это можно рассматривать как вид потребительской терапии, способ справиться с депрессивными настроениями, отметил Радаев. В совершении незапланированных покупок без предварительных раздумий признались 20,5% респондентов.
  • Компульсивное потребление — это шопоголизм, когда человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью. В отличие от других двух видов, компульсивность предполагает длительность и повторяемость. Компульсивные покупки, чтобы «справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2% респондентов. Этот результат удивительный и пока не находит объяснения: обычно схожие опросы в разных странах показывают результат в пределах 10%, заявил первый проректор НИУ ВШЭ.

Актуальность эмоционально нагруженного потребления повышается в периоды внешних шоков, когда накапливается стресс, депрессия и фрустрация, отметил Радаев. «У нас, слава богу, с внешними шоками все нормально», — иронизирует он. Если бы исследование проводилось в марте 2022 года, то есть сразу после начала «военной спецоперации»* России на Украине, результаты опроса могли бы быть другими, признал проректор. Потребление на эмоциях может принести человеку моральное удовлетворение, но оно же ведет к материальным издержкам и может само провоцировать депрессивные состояния, добавил Радаев.

 

Осенью 2022 года, после объявления частичной мобилизации в России, жители страны стали чаще обращаться за психологической помощью, жалуясь на депрессию, нарушение сна и тревожность, сообщали тогда представители психологических центров и сервисов. К 2030 году депрессия может стать самой распространенной причиной для оформления больничного, прогнозировала директор Центра развития здравоохранения московской школы управления «Сколково» Марина Велданова. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+