СМИ узнали о решении Байдена передать МУС доказательства «военных преступлений» РФ
Президент США Джо Байден поручил своей администрации предоставить МУС в Гааге собранные США доказательства предполагаемых военных преступлений России на Украине, передает Reuters. Пентагон сопротивлялся этому шагу, опасаясь, что сотрудничество с МУС приведет к преследованиям военнослужащих США, дислоцированных за рубежом, пишет NYT
Президент США распорядился передать доказательства предполагаемых военных преступлений России на Украине Международному уголовному суду (МУС). Об этом сообщает Reuters со ссылкой на неназванного официального представителя администрации Джо Байдена. США, как и Россия, не признают юрисдикцию МУС.
Представитель Совета национальной безопасности (СНБ) сказал, что Соединенные Штаты ранее направляли команды международных следователей и прокуроров, чтобы помочь Генпрокуратуре Украины в подготовке «дел о военных преступлениях». Пресс-секретарь СНБ напомнил агентству, что президент Байден изначально был сторонником наказания «виновных и пособников». «Что касается конкретно МУС, мы не собираемся обсуждать особенности какого-либо сотрудничества, что согласуется с практикой суда рассматривать просьбы о сотрудничестве конфиденциальным образом», — добавил представитель СНБ.
Ранее в среду, 26 июля, The New York Times сообщила, что администрация Байдена накануне уведомила о решении президента США конгрессменов. Источники газеты отметили, что указание президента сигнализирует о серьезном сдвиге в политике США. Оно положит конец сопротивлению Минобороны США сотрудничеству с МУС: Пентагон опасался создания прецедента преследования через суд в Гааге американских военнослужащих за рубежом, пишет издание. Республиканцы и демократы в конгрессе обвиняли Пентагон в том, что он блокирует передачу данных военной разведки США в МУС, мешая преследованию России.
Успешное судебное преследование за военные преступления требует высокого стандарта доказывания в ситуации, когда доступ к подозреваемым и местам преступлений часто ограничен, а юрисдикция национальных и международных судов перекрывается, отмечает Reuters. До создания МУС Совет Безопасности ООН полагался на специальные трибуналы. МУС был создан в 1998 году подписанием договора, известного как Римский статут.
Президент США Билл Клинтон подписал Римский статут в 2000 году, но не направил его в сенат для ратификации. В 2002 году президент США Джордж Буш фактически отозвал эту подпись. Конгресс в 1999-м и 2002 годах принял законы, ограничивающие возможности правительства оказывать поддержку МУС. Во время президентства Барака Обамы администрация США объявила вознаграждение за поимку полевых командиров в Африке, которым МУС предъявил обвинения. В 2017 году прокуроры МУС пытались расследовать пытки задержанных во время войны в Афганистане. Администрация Дональда Трампа ввела санкции против персонала МУС, которые в 2021 году отменила администрация Байдена.
МУС 17 марта выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. По мнению суда, Путин и Львова-Белова, «предположительно, несут ответственность за военное преступление, связанное с незаконной депортацией населения (детей)» с территории Украины в Россию. Есть «достаточные основания полагать», что Путин несет «индивидуальную уголовную ответственность» за совершение этих деяний непосредственно или совместно с другими и/или через других лиц, заявил суд.
Кремль спокойно относится к решению МУС, но фиксирует все «откровенно враждебные проявления» в отношении России, говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В ноябре 2022 года Песков отмечал, что в Кремле не согласны с заявлениями, которые сравнивают «эвакуацию» детей с депортацией. По его словам, Кремлю неизвестно о том, что было «какое-то разлучение с родителями и что какие-то отдельно дети были эвакуированы». Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и потому обязательств по нему не несет, сообщал МИД России.
После решения суда в Гааге Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении прокурора и судей МУС. По версии следствия, в их действиях усматриваются признаки нарушений трех статей УК: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности с незаконным обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, заведомо незаконное заключение под стражу, приготовление к преступлению и нападение на лиц под международной защитой с целью осложнения международных отношений.