Назад в СССР: начнут ли россиян лишать гражданства за дискредитацию армии
В апреле 2023 года Совет Федерации одобрил новый закон «О гражданстве в Российской Федерации», который вступит в силу в октябре. Согласно ему, человек может лишиться приобретенного гражданства Российской Федерации, если органы Федеральной службы безопасности сочтут его действия создающими «угрозу национальной безопасности» страны. Причем гражданство может быть приостановлено независимо от времени совершения человеком соответствующего преступления, даты вынесения приговора или даты принятия решения о его приеме в гражданство.
В законе приводится перечень статей УК, нарушение которых влечет за собой потерю гражданства, это в том числе статьи, связанные с терроризмом, госизменой, шпионажем, перевозкой или ношением оружия, наркотиков, применением насилия в отношении представителей власти, организацией массовых беспорядков, публичными действиями, дискредитацией вооруженных сил, организацией и финансированием экстремистской деятельности, а также дезертирством или уклонением от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.
Однако приведенные в законе нормы о прекращении гражданства будут распространяться не на всех граждан России. Они не касаются людей, которые являются гражданами России «по рождению» или по закону о гражданстве 1991 года — то есть проживали на территории РСФСР при распаде СССР и автоматически получили гражданство Российской Федерации, поменяв советский паспорт на российский.
Принятый весной закон затрагивает и, например, людей, которые на момент распада СССР и вступления в силу закона о гражданстве 1991 года находились в одной из других республик, ставших в результате этого распада самостоятельными государствами, или даже находились на территории РСФСР, но не имели там постоянного места проживания. Такие люди, которых сейчас в стране довольно много, получали гражданство самостоятельно на основании ходатайств. Кроме того, в число лиц, на которых распространяется новый закон, входят жители Республики Крым, города федерального значения Севастополя, Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей, которые получили гражданство на основании конституционных законов о вхождении этих административных единиц в состав России.
21 июля 2023 года группа сенаторов внесла в Госдуму проект изменений в закон о гражданстве, согласно которому предлагается применять положения о прекращении гражданства при совершении перечисленных преступлений в отношении всех россиян, вне зависимости от оснований приобретения гражданства. Авторами законопроекта выступили четыре сенатора: Сергей Цеков (Крым), Екатерина Алтабаева (Севастополь), Ольга Бас (Луганская народная республика) и Сергей Колбин (Севастополь). По их мнению, предложенные ими изменения позволят повысить гарантии равенства граждан перед законом и равенство конституционно-правового статуса всех субъектов.
Логика законодателя при принятии нового закона о гражданстве была построена не на дискриминации жителей новых регионов, а на положениях Конституции, в соответствии с которыми гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Статью 6 Конституции процитировал в своем Telegram-канале даже глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, где отметил, что если федеральный политик вносит закон, который противоречит Конституции, то «это серьезное основание задуматься, может ли он занимать свою должность». Закрепление в части 3 статьи 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства, является одной из важных гарантий использования гражданином своих прав и свобод.
Это положение соответствует общепринятым нормам международного права, в том числе статье 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в соответствии с которой «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство», а также аналогичному пункту С статьи 4 Европейской конвенции о гражданстве, которая была подписана Россией 6 ноября 1997 года.
Что касается россиян, для которых гражданство является приобретенным, то, согласно конституционным законам, процедура приема в гражданство предусматривает принесение присяги, в соответствии с которой человек обязуется «соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества, защищать свободу и независимость Российской Федерации, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».
Согласно правовой позиции Конституционного суда России, смысл конституционных положений о гражданстве состоит в том, что лишение законно приобретенного гражданства недопустимо, а вот отмена решения о приеме лица в российское гражданство, когда после его вынесения выявлен факт невыполнения этим лицом установленных законом условий, не является формально лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру.
Необходимо отметить, что действующий Федеральный закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» уже содержит положения, позволяющие отменить решение о приобретении гражданства лицом, совершившим преступление, предоставившим ложные сведения или отказавшимся принимать присягу. При этом установленный судом факт совершения или покушения на одно из преступлений, связанных с национальной безопасностью, «приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».
Таким образом законодатель четко разделяет понятия недопустимости лишения гражданства, которое приобретено законно, и возможности отмены решения о приеме в гражданство при невыполнении лицом законных условий его приобретения.
Внесенным законопроектом различия между этими категориями предлагается исключить. Другими словами, сенаторы фактически предложили восстановить институт лишения гражданства, характерный для нашего государства в советское время. Так, в 1974 году гражданства СССР был лишен Александр Солженицын, в 1978-м лишены гражданства СССР Виктор Корчной, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, в 1984-м — Юрий Любимов. Впоследствии, в 1989-1990 годах, их гражданство было восстановлено.
Трудно сказать, насколько возможно повторение этого сценария на новом витке истории. Вместе с тем, важно обратить внимание на то, что законодательство в области гражданства основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу и является законом прямого действия.
Согласно выводам Конституционного суда России от 1996 года: «Придание норме закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов» (из Постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 № 12-П).
По моему мнению, перспективы принятия резонансного законопроекта в существующем виде довольно малы, поскольку это потребует как минимум внесения предварительных изменений в положения Конституции Российской Федерации, а как максимум — согласия законодателей и общества с отказом от одного из основных принципов гражданства.
Весьма показательно также, что в течение суток трое из четверых инициаторов законопроекта отозвали свое авторство.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора