Минтранс пообещал новые меры регулирования движения электросамокатов
Минтранс решил «зайти на второй круг» регулирования движения электросамокатов. Ведомство разрабатывает дополнительные меры, предполагающие регистрацию средств индивидуальной мобильности, ограничения скорости при обгоне пешеходов и ужесточение штрафов за нарушения
Минтранс «заходит на второй круг» регулирования прав и обязанностей пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты, заявил на круглом столе в Общественной палате заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко. Корректировки будут вноситься в ПДД, КоАП и ряд федеральных законов, они предполагают регистрацию СИМ, ужесточение штрафов, ограничения при обгоне пешеходов, пишет «Коммерсантъ».
С 1 марта 2023 года в силу вступили поправки в Правила дорожного движения (ПДД), касающиеся электросамокатов и других СИМ. Им в том числе запретили развивать скорость выше 25 км/ч, выезжать на автомагистрали и т.д. По данным МВД, которые запросил Совет по правам человека при президенте, в первом квартале 2023 года произошло 495 ДТП с участием СИМ, на 60% больше, чем год назад. В этих происшествиях 516 человек пострадали, пять погибли. Новые решения будут вырабатывать с учетом правоприменительной практики, сказал Луговенко, выступая на круглом столе.
Он сообщил, что по поручению главы Минтранса сейчас идет подготовка дорожной карты по дальнейшему регулированию СИМ и «интегрированию их в транспортную систему». Документ проходит согласования. По словам замдиректора департамента Минтранса, план рассчитан на несколько лет. Он предполагает внесение дополнений и изменений в ПДД, КоАП и ряд федеральных законов:
- все СИМ предлагается регистрировать и заносить в единый электронный реестр. «Реестровую модель», по словам чиновника, обеспечит «контроль за движением и неотвратимость наказания»;
- обгон пешеходов будет разрешен только на скорости до 10 км/ч;
- в КоАП внесут новые составы правонарушений с усиленными штрафами, в том числе за превышение скорости. Сейчас максимальная санкция по статьям 12.29 и 12.30 КоАП — 1500 рублей;
- поправки в ПДД более четко зафиксируют разницу между СИМ и мопедами.
Инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия ГИБДД Виктор Стельмах добавил, что в ПДД нет однозначного запрета ездить вдвоем на электросамокатах, не предназначенных для этого конструктивно.По его словам, езда «тандемом» —это одно из наиболее частых нарушений, связанных с СИМ, и требует поправок. Начальник отдела правоприменения департамента страхового рынка ЦБ Сергей Бабич не исключил введения в будущем аналога ОСАГО для СИМ.
Никто не мешает страховщикам предлагать пользователям СИМ добровольное страхование общегражданской ответственности — если эта услуга станет популярной, можно вернуться к обсуждению и обязательного страхования, сказал Бабич на круглом столе. Депутат петербургского парламента назвал и другие проблемы, в их числе — нехватку ресурсов у госавтоинспекторов в регионах и отнесение инцидентов с СИМ на тротуарах к зоне ответственности участковых инспекторов полиции. Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов призвал жестче ограничить разрешенную скорость СИМ по примеру Казахстана и Сингапура: в первом власти запретили с сентября разгоняться быстрее 6 км/ч на тротуарах, а во втором запретили движение на СИМ по тротуарам.
Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин напомнил, что региональные и муниципальные власти обязаны организовывать движение для электросамокатов в городах. «Основная работа должна происходить на местах, все инструменты для этого даны. Обоснования ограничений, запретов, вопросы инфраструктуры — все это работа, которая ложится на органы местного самоуправления», — поддержал Литвина Луговенко.