«Новая газета» опубликовала монолог журналистки Елены Милашиной о нападении в Чечне
«Новая газета» опубликовала монолог своего обозревателя Елены Милашиной о нападении на нее и адвоката Александр Немова в Чечне. Журналистка и адвокат 4 июля прилетели в Грозный на оглашение приговора жене бывшего федерального судьи чеченского суда Сайди Янгулбаева Зареме Мусаевой. По дороге из аэропорта такси с Милашиной и Немовым окружили три машины с людьми в черных или камуфляжных платках, рассказала журналистка.
«Нас заставили съехать на обочину, водителя из машины вытащили, к нам засели несколько вот этих вот мужчин и начали нас бить. Наклонили нас так, чтобы головы были ниже колен, в этот же момент, как мы потом поняли, пырнули Сашу в ногу ножом, а мне очень сильно ударили по шее», — рассказала Милашина. По ее словам, нападавших было 10-15 человек, мужчины в возрасте 25-35 лет. «Между собой они говорили на чеченском, с нами — по-русски», — уточнила журналистка.
Милашину и Немова вытащили из машины в овраг, где начали избивать. «Били нас полипропиленовыми палками», — отмечает Елена Милашина. По ее словам, эти «белые палки, которые используются для сантехники» оставляют характерные следы, а их использование — «очень распространенная практика внесудебных расправ в Чечне». Журналистка рассказала, что от нее требовали пароль от смартфона и компьютера. «А я это сделать не могла физически, потому что у меня длинные пароли, не цифровые. И я помню их не головой, а руками», — пояснила она.
«Брили они быстренько. А потом меня облили зеленкой. Но я уже поняла, что это такое, потому что попало в глаза и очень щипало», — описывает происходившее Милашина. По ее словам, нападавшие повторяли, что тем самым позорят журналистку, что она не смогла больше приезжать в Чечню». «Вот смешные люди! То есть настолько по-разному мы с ними понимаем позор», — сказала Милашина. По рассказу журналистки, в какой-то момент нападавшие заставили своих жертв считать до ста и ушли.
«Мы стали подниматься — и тут они возвращаются! Это был такой ужас… Вот в этот момент я реально испугалась», — говорит Милашина. Избиения и требования выдать пароли продолжились. Не добившись результата, нападавшие снова ушли. «Они унесли с собой всю технику, все шнуры, все удлинители, все телефоны, в общем, все это техническое», — добавила журналистка.
По ее словам, водитель такси знал адвоката Немова, который когда-то защищал его родственника, он переждал, когда нападавшие уедут, чтобы можно было забрать свою машину, и отвез их обоих в больницу. «Он, в общем, был в шоке, но не удивлен. Потому что это очень привычная ситуация для Чечни», — сказала Милашина. В больнице Милашиной позвонила омбудсмен Татьяна Москалькова, по ее требованию туда приехал республиканский уполномоченному по правам человека Мансур Солтаев, который «сопроводил нас из Чеченской Республики в Осетию, передал с рук на руки осетинским врачам», добавила журналистка.
Управление Следственного комитета по Чечне 6 июля, через два дня после нападения, возбудило уголовное дело об умышленном причинении средней тяжести и легкого вреда здоровью, сообщил накануне СК. Милашина получила закрытую черепно-мозговую травму, до 14 переломов костей кистей рук и множественные ушибы мягких тканей. Такой диагноз Милашиной поставили после обследования в московской клинике, сообщила «Новая газета». Уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев назвал избиение журналистки и адвоката «дерзкой, диверсионной провокацией». Милашина связала нападение на нее и на Немова в Грозном с их профессиональной деятельностью. Зарему Мусаеву приговорили 4 июля к пяти с половиной годам колонии по делу о нападении на правоохранителя и мошенничестве.