«Верхушка айсберга противоречий»: мировые СМИ — о мятеже ЧВК «Вагнер»
Global Times, КНР: «Мятеж Пригожина стал «пробоиной» для российского строя — но недооценивать Путина не стоит»
Ху Сицзинь— бывший главный редактор Global Times, публицист
«Мятеж российских наемников из ЧВК «Вагнер» стал большой неожиданностью, но уж точно не случайностью — он представлял собой прорыв внутренних конфликтов, существующих в России. Вместе с тем мятеж был прекращен без кровопролития: лидер ЧВК Евгений Пригожин согласился на переговоры при посредничестве белорусского президента Александра Лукашенко — союзника российского лидера Владимира Путина. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что в распоряжении Путина по-прежнему имеется существенный политический ресурс для урегулирования наиболее сложных вопросов, включая и конфликт на Украине, и мятеж ЧВК «Вагнер». Пригожин вел себя совершенно не по привычной для военного мятежа логике: очевидно проявив незрелость и импульсивность, он просто не продумал загодя, каких политических целей он планирует достичь, подняв бойцов «Вагнера» на мятеж. В итоге этот скоротечный бунт сыграл роль кривого зеркала, отразившего нынешнее состояние российской политики.
Мятеж, без сомнения, повлияет на авторитет Кремля, но пока это влияние было ограниченным благодаря тому, как он был прекращен. На следующем этапе Путин будет пытаться задраить пробитую Пригожиным пробоину в российском политическом строе. Удастся ли это российскому президенту — неизвестно, однако умение Путина решать сложные вопросы недооценивать, по-видимому, все-таки не стоит».
The New York Times, США: «США подозревали, что Пригожин готовится к военной акции против России»
«Пригожин известен своей жестокостью, и если бы ему удалось добиться смещения высокопоставленных чиновников, то он, вероятно, стал бы довольно непредсказуемым лидером. А вероятность того, что крупный, вооруженный ядерными ракетами соперник Соединенных Штатов может погрузиться в состояние хаоса, влечет за собой целый ряд новых рисков».
The Telegraph, Великобритания: «Это конец пути для Путина»
«Для Владимира Путина это конец пути. Он может запросто пережить вооруженное восстание Евгения Пригожина и его наемников, но ему будет нанесен непоправимый ущерб. <…> Гиперактивный Пригожин настаивал, что случившееся не было переворотом, а выступлением против Сергея Шойгу, министра обороны России, и Валерия Герасимова, начальника Генштаба, которых он обвиняет в некомпетентности».
Le Monde, Франция: «Восстание «Вагнера»: Владимир Путин избегает кровопролития ценой ослабления своего авторитета»
«Возвращение к нормальной жизни в России: продукция с логотипом «Вагнер» вернулась в интернет-магазин Wildberries. На дорогах к югу от Москвы заново укладывают асфальт, после того как накануне его выпотрошили экскаватором. Смешно? Это говорит о том, что страна торопится забыть столь же короткий, сколь и головокружительный эпизод: восстание ЧВК, которое за один день, субботу, 24 июня, сумело захватить город с миллионным населением и приблизиться к столице на расстояние 200-300 км, не встретив серьезного сопротивления».
Global Times, КНР: «Запад выдает желаемое за действительное, говоря, что мятеж «Вагнера» ослабил авторитет Путина»
Чэнь Цинцин — главный корреспондент, руководитель китайского отдела Global Times
«Некоторые западные аналитики расценили попытку вооруженного восстания как тяжелый удар по власти Путина, обнажающий слабость его руководства, в то время как украинско-российский конфликт зашел в тупик. По мнению некоторых китайских экспертов, Запад принимает желаемое за действительное в отношении российской политики.
Давняя вражда между главой ЧВК «Вагнер» и российскими военными переросла в открытую конфронтацию в субботу, когда силы Пригожина вошли в Ростов-на-Дону и продвинулись в сторону Москвы. Некоторые китайские эксперты полагают, что вывод солдат ЧВК «Вагнер» является рациональным выбором, поскольку главным приоритетом Пригожина является привлечение большего внимания, особенно со стороны Путина, к своим требованиям, а не начало реального мятежа против российского руководства».
Bild, Германия: «Вот такой режим Путина»
«Эксперт по международным делам Христианско-демократической партии Норберт Рёттген: «Пригожин ударил Путина в самую чувствительную точку — его притязания на контроль и власть в своей собственной стране. Путин никогда не сможет оправиться от этого. <…> Путину сейчас очень нужен успех, но отряды ЧВК «Вагнер» больше не будут выполнять грязную работу. Теперь Путин намного слабее в военном отношении, чем раньше».
Focus online, Германия: «Все это просто гигантский блеф? Есть несколько признаков, которые меня очень удивляют»
«Субботние события кажутся «какими-то инсценированными, нереальными» эксперту по России Штефану Майстеру из Немецкого общества международных отношений (DGAP). Он говорит в интервью FOCUS online: «Есть несколько признаков, которые меня очень удивляют. Во-первых, мало кто отреагировал на вчерашний «марш» вагнеровцев. Пригожин идет на Москву, и никто не стоит у него на пути, армия практически ничего не сделала. Во-вторых, Путин произнес речь, от которой создалось ощущение, что он плохо осведомлен о происходящем. Он казался оторванным от реальности, говоря об истории и влиянии Запада, в то время как колонны ЧВК «Вагнер» продвигались к Москве. В-третьих, вызывает вопросы вмешательство Лукашенко в качестве предполагаемого посредника. Лидер, который полностью зависит от Кремля и фактически не имеет права голоса, выглядит постановочным — как будто здесь нужна марионетка, чтобы передать сообщение. В-четвертых, решение конфликта сомнительно — Пригожин получает полную свободу действий, ставя под вопрос монополию Путина на власть. Он остается безнаказанным, и все возвращается на круги своя. Действительно? Я думаю, что на самом деле все намного сложнее.
<…> По словам Мейстера, теперь нужно наблюдать, какое количество наемников ЧВК «Вагнер» действительно последует за своим командиром в Беларусь. Но даже если их будет несколько тысяч, то серьезных последствий для Украины эксперт не опасается: «ЧВК «Вагнер» сейчас ослаблена, поэтому большинство военных чиновников говорят о том, что организация вряд ли сыграет большую роль».
China Daily, КНР: «Мирное урегулирование, выгодное для всех»
Сюй Вэньхун — исследователь по изучению России, Китайская академия общественных наук
«Это событие в полной мере демонстрирует национальный характер России и современную силовую политику. Разрешение этого кризиса имеет решающее значение для национальных интересов России и соответствует общим пожеланиям простых людей. Его благополучное разрешение может укрепить последовательную внешнюю политику российского правительства. Хотя внешне кризис разрешен, мятеж группы «Вагнер» показывает, что социальные, экономические и политические проблемы нарастают с момента российско-украинского конфликта».
China Daily, КНР: «Тревожный инцидент»
Ю Суй — профессор Китайского центра изучения современного мира
«Возможно, включение наемников в состав российской армии было лучшим вариантом как для российского правительства, так и для группы «Вагнер», но это напоминает китайскую поговорку о том, что, покормив тигра, можно навлечь на себя беду.
Конфликт между наемниками и российской армией — это лишь верхушка айсберга противоречий, присущих российскому обществу. Успех посредничества Лукашенко имеет огромное значение. Возможно, это не было равносильно гражданской войне, как предполагают некоторые СМИ, но это, несомненно, тревожный звонок для России».
Liberation, Франция: «Восстание «Вагнера»: Выживание Пригожина связано с тем, что российское государство не знает, сможет ли оно обойтись без него»
«По мнению Винсента Турре, научного сотрудника Фонда стратегических исследований, лидер военизированной группировки сделал себя абсолютно незаменимым для Москвы в конфликте с Украиной. В течение тридцати шести часов российская власть колебалась под угрозой Евгения Пригожина, человека, близкого к президенту Путину. По мнению Винсента Турре, научного сотрудника Фонда стратегических исследований, «мятеж «Вагнера» знаменует собой неспособность Владимира Путина и Москвы сохранить контроль над военными на местах. И этот растущий раскол ставит Кремль перед дилеммой: обойтись без «Вагнера» и ослабить армию или сохранить этих бойцов и подвергнуться риску новых мятежей».