Глава Минюста предложил новое основание для признания иноагентами
Деятельность, направленная против российских духовно-нравственных ценностей, должна быть основанием для признания лица иностранным агентом, заявил министр юстиции Константин Чуйченко. Кроме того, он предложил лишать иностранных агентов любой возможности зарабатывать деньги в России. Путин год назад подписал закон, расширяющий основания для признания иноагентом и ограничения для них
Деятельность, которая направлена против духовно-нравственных ценностей государства, должна быть поводом для признания иностранным агентом, заявил министр юстиции Константин Чуйченко на Петербургском международном юридическом форуме. Видеозапись дискуссии с участием помощника президента Владимира Мединского, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина и режиссера Никиты Михалкова в качестве модератора доступна на сайте форума.
«Этот статус [иноагента] сейчас он должен приобретать в том числе, если его деятельность направлена против наших духовно-нравственных ценностей, поскольку это уже, извините, элемент государственной политики», — отметил Чуйченко. Он добавил, что Минюст планирует в основание своего выбора, кого включить в список иностранных агентов, закладывать заключение эксперта.
Кроме того, Чуйченко предложил лишить иностранных агентов возможности зарабатывать в России. «Мы на сегодняшний день лишили иноагентов государственного финансирования, а почему бы их не лишить вообще финансирования, возможности зарабатывать деньги?», — отметил министр.
В июле 2022 года Владимир Путин подписал закон, который расширил основания для признания физических и юридических лиц иностранными агентами, а также ввел дополнительные ограничения для иноагентов. Согласно закону, иностранным агентом считается лицо, получающее поддержку или находящееся под иностранным влиянием, которое осуществляет политическую деятельность, ведет целенаправленный сбор данных в области военно-технической и военной деятельности России или распространяет информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц. Иностранными источниками могут считаться иностранные государства, организации и граждане, а также российские организации и россияне, которые получают иностранное финансирование или поддержку.
Минюст после принятия закона стал вести единый список иноагентов. Кроме того, министерство начало публиковать сообщения с короткими обоснованиями причин для признания тех или иных лиц иноагентами. До этого министерство вело четыре разных реестра, которые обновлялись без каких-либо комментариев.
Закон запрещает иноагентам преподавать в государственных организациях, вести просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и создавать для них информационный контент. Иноагенты не могут занимать посты на госслужбе, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия и инвестировать в стратегические предприятия. Совет по правам человека при президенте критиковал закон, считая, что он «фактически необоснованно» расширяет список тех, кого могут признать иноагентами, а также ограничивает конституционные права и противоречит принципам трудового права.