Комитет Думы одобрил наказание за содействие исполнению решений международных органов
Комитет Госдумы по госстроительству одобрил поправки о наказании за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует. Их предлагается рассмотреть в Госдуме сразу в двух чтениях во вторник. Поправки подготовили после решения Международного уголовного суда выдать ордер на арест Путина и Львовой-Беловой
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять поправки о наказании за содействие исполнению решений международных организаций, в которых Россия не участвует, передает «Интерфакс». Председатель комитета Павел Крашенинников сообщил, что их предложат рассмотреть на заседании Госдумы 18 апреля во втором и сразу в третьем чтении.
Поправки предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 284.3. Она устанавливает наказание за «содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных государственных органов». Согласно этой статье, помощь таким организациям в исполнении их решений об уголовном преследовании российских должностных лиц, военных или добровольцев, «содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы России», будет наказываться штрафом в размере от 300 000 до 1 млн рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Помимо этого, поправки ужесточают статью 360 УК (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой). В них прописано, что эту статью будут применять не только за само нападение, но и за его угрозу, а срок лишения свободы вырастет и составит от семи до 12 лет (сейчас — от двух до шести лет). То же деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений, будет наказываться лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (сейчас от пяти до 10 лет). После того как досудебная палата МУС выдала ордер на арест президента Владимира Путина, официальный представитель МИД Мария Захарова заявляла, что, «согласно международному праву, должностные лица государств пользуются иммунитетом», а «у должностных лиц высокого ранга этот иммунитет абсолютен».
Кроме того, поправки увеличивают нижний порог наказания по статье 361 УК (акт международного терроризма). За угрозу или совершение вне территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов страны предлагается лишать свободы на срок от 12 до 20 лет или пожизненно (сейчас нижний порог по этой статье составляет 10 лет). Финансирование подобных действий, предоставление вооружений или вербовка будут наказываться лишением свободы на срок от 10 лет (сейчас — от восьми) до 20 лет или пожизненным лишением свободы.
Поправки о защите россиян от решений иностранных органов, «противоречащих национальному законодательству», внесли 13 апреля. Среди авторов законопроекта — спикер Госдумы Вячеслав Володин и лидеры всех думских фракций. Они предложили наделить президента России полномочиями по защите граждан «в случае принятия иностранными или международными органами решений, противоречащих российскому законодательству».
Перед этим, 17 марта, Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Суд рассматривает дело о депортации детей с Украины в Россию. По его мнению, есть «достаточные основания полагать», что Путин несет «индивидуальную уголовную ответственность» за совершение этих деяний непосредственно или совместно с другими и/или через других лиц.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль спокойно относится к решению МУС, но фиксирует все «откровенно враждебные проявления» в отношении России. В ноябре 2022 года он сказал, что в Кремле не согласны со сравнением «эвакуации» детей с Украины с депортацией. Песков утверждал, что ему неизвестно о «каком-либо разлучении с родителями и что какие-то отдельно дети были эвакуированы». Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда. В МИД России подчеркивали, что страна не несет обязательств по нему.
После решения суда в Гааге Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении прокурора и судей МУС. По версии следствия, в их действиях усматриваются признаки нарушений трех статей УК: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности с незаконным обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, заведомо незаконное заключение под стражу, приготовление к преступлению и нападение на лиц под международной защитой с целью осложнения международных отношений.