«Увидеть мир будущего раньше остальных»: Покрас Лампас про деньги, смыслы и NFT
В 2021 году на цифровом арт-рынке произошел бум, однако в этом году цены на произведения цифрового искусства начали падать. Директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман поговорил с каллиграфутуристом Покрасом Лампасом о том, как зарабатывают авторы цифровых работ, как художники губят ликвидность своих полотен и кто коллекционирует арт-объекты
Как граффити взламывают код города
«Для меня все началось с граффити. Я понял, что есть уличная среда, которая живет по своим правилам, и есть художники, которые эту среду взламывают. Граффити — это изменение культурного кода города. Когда ты начинаешь мыслить такими категориями, ты уже не думаешь о том, поймают тебя или не поймают. Ты вступаешь в диалог с городскими сообществами, которые начинают обсуждать твои работы в социальных медиа, начинаешь общаться с совершенно новыми для тебя людьми».
Как художники губят ликвидность
«Многие крутые художники зашли на рынок NFT (англ. Non-fungible token, — сертификат на базе блокчейна, который предоставляет право собственности на конкретный актив, например изображение или видео. — Forbes) раньше меня. Я с ними дружу, вижу их успехи. Раньше они продавали тиражные принты своих работ по $40-$150. Бывало, что однажды утром просыпались и видели, что у них ночью были продажи копий на сумму $100 000. Мне не очень нравится ситуация, когда ты выпустил много работ, продал на пике 10 000 копий, а потом не знаешь, как удержать цену на них. Ликвидность — тонкая штука: она зависит не только от того, сколько ты копий продал, но и от ценности цифрового объекта — от того, чем он интересен людям.
На классическом арт-рынке есть правила, традиции, а в цифровом пространстве такие нормы еще не сложились. Площадки зарабатывают на комиссии, им выгодно разогнать первичный объем продаж. Но если художник продал хорошо на первичке, цена не будет расти вверх, и его новую работу будет продать гораздо сложнее. Многие художники в 2021 году сделали сумасшедший объем продаж, и это жестко затормозило их последующие продажи.
Полгода я с юристом изучал договор с галереей на тему лицензирования цифрового искусства. Продажи через галерею меня многому научили: галерея контролирует объем твоих работ, их стоимость на вторичном рынке. Если работы на вторичном рынке оцениваются ниже, чем на первичном, для художника это означает остановку карьеры на короткий период».
О прозрачности в цифровом искусстве
«Конечно, есть много людей, которые пока не разбираются в цифровом искусстве, и на них можно делать деньги, но для художника это очень грустная перспектива: если он становится разменной монетой, он потеряет репутацию. Твои работы должны иметь некую ценность, она должна расти. А как она будет расти, если ты там занимался непонятно чем?
Идея Web 3.0 — это одновременно и про децентрализацию, и про сообщество. Сообщество в крипте очень дружное. Если ты будешь обманывать, то, скорее всего, все будут это знать, потому что в блокчейне легче поднять информацию. В криптоарт-рынке все более прозрачно».
Как зарабатывают цифровые художники
«Есть работы, которые делаются наперед: я мог написать холст в 2018 году, а продать его только в 2022-м. Зато он ушел за правильную стоимость нужным людям. В 2022 году я отказался от всех коммерческих проектов. Но при этом тратил огромные суммы на зарплату, инвестиции, аренду зарубежной студии и так далее. Кто-то скажет, что я работаю в убыток, но я за это время написал 60 полотен. Сейчас 30 из них полетят на биеннале по каллиграфии в ОАЭ. У них только по таможенным документам оценка составляет $201 000. Не нужно думать о деньгах, когда ты что-то делаешь, нужно думать о том, что ты делаешь.
Художник сейчас во многом зависим от коллабораций, от работы с клиентами. Если ты не можешь продать свой холст по высокой цене, лучше сделать коллаборацию и лицензировать объект. Чем интересно лицензирование? Оно закончится, через два года все права вернутся к тебе. С помощью деловой коллаборации ты расширяешь аудиторию, получаешь новый опыт, создаешь рабочие места и при этом сохраняешь свои главные активы».
О возможностях цифрового искусства
«В России интересных арт-проектов на блокчейне на самом деле немного, а возможности для их создания огромны. Пользователи крипты утром заходят на какую-нибудь биржу посмотреть курс биткоина или в Telegram узнать новости. Художник может помочь этим людям узнать, что нового. Очень классно работают «оракулы» — сервисы, которые которые связывают арт-объекты с внешним миром. Например, если курс биткоина упал, компонент на твоем арт-объекте стал красным. Так можно привязывать арт-объект к чему угодно. Например, к температуре Земли, площади лесных пожаров в Якутии, к уровню воды в реке Мойке... Цифровое искусство помогает людям глубже погружаться в новые тренды, технологии и социокультурные ценности. Точнее и быстрее понимать и адаптироваться к миру вокруг нас, взаимодействовать с ним, влиять на него».
О коллекционерах NFT-полотен
«Коллекционеры очень разные. Вот сидит в ресторане какой-то человек. У него крипты столько, что он может сейчас купить пентхаус в «Москва-Сити», однако он не покупает, а держит актив, или, как говорят в криптоэкономике, «холдит». Многие коллекционеры анонимны. Чем больше у человека крипты, тем меньше он говорит об этом.
Цифровые объекты покупают те, кому интересно следить за художниками с первых шагов, с первых выставок. Если ты горишь, бывает, что по любви берешь какую-то работу, а потом оказывается, что это крутой актив. Есть и другие коллекционеры, которые строят тактику и стратегию, но при этом не особенно разбираются, что это за работа и что за художник. Просто знают, что этот объект надо купить.
Классические коллекционеры не часто покупают «цифру», потому что они находятся глубоко в рынке традиционного искусства».