К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кому и зачем сейчас нужно бизнес-образование в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Неопределенность и стремительные изменения уже стали нормой нашей жизни. Как показывает недавнее исследование школы управления «Сколково», более трети российских компаний переживают фазу трансформации, ищут новые рынки и поставщиков, пересобирают цепочки поставок, прорабатывают вопросы финансовых транзакций и источников финансирования. О важности сохранения бизнес-образования в стране в своей колонке рассуждает руководитель школы управления «Сколково» Александр Ким

Как показывает недавнее исследование школы управления «Сколково», около 30% компаний находятся в фазе борьбы за выживание и поиска новой модели устойчивости. Примечательно, что в нынешних условиях лишь каждая пятая компания поставила обучение на паузу. Мы видим, что руководители бизнеса, как и все мы, обычные люди, тоже ищут поддержки, опоры и стремятся сформировать и развить у самих себя и у своих сотрудников новые качества, необходимые новому времени, — адаптивность, готовность к различным сценариям, гибкость и лидерство в условиях тотальной неопределенности. В частности, в стенах школы управления «Сколково».

Наблюдая эту тенденцию, полагаю, что многие бизнесы видят перспективу в развитии своей деятельности и экономики России в целом, считают важными новые исследования, новые знания и навыки, а также общение с единомышленниками. 

Почему управленческое образование важно

Бизнес и предпринимательство развиваются не только за счет амбиций и смелых идей, но и благодаря бизнес-школам. При этом управленческое образование междисциплинарно и помогает увидеть картину целиком или с новой точки зрения. Это повышает качество управленческих решений, что в свою очередь способствуют улучшению бизнес-показателей компаний, повышает производительность труда и скорость внедрения инноваций. 

 

В нестабильные времена образование берет на себя еще одну важную миссию — формирует продуктивную среду для развития сотрудничества и партнерств. Это особенно актуально для экономик, которые работают в условиях внешних ограничений: только силой слабых связей и доверенных контактов можно преодолеть и перенастроить процессы, разрушенные ограничениями. Более того, сейчас мы наблюдаем важную тенденцию: даже  в период неопределенности российские партнеры — частные доноры и компании — все чаще поддерживают образование, ориентированное и на зрелых, и на будущих управленцев. Так, именно в этом непростом году при поддержке, в частности, наших слушателей, выпускников и крупных компаний мы запустили программу совместного с МФТИ бакалавриата — SKOLKOVO BBA.

В российской практике кажется привычным, что учебные заведения финансируются за счет государства. В бизнес-образовании это совсем не так: оно живет за счет того, что само крутит педали велосипеда своего развития. Школа «Сколково» активно работает на российском рынке как самостоятельная организация и сталкивается с теми же вызовами, что и весь отечественный бизнес. Конечно, со своей спецификой, ведь Школа создана и работает как некоммерческая организация. Это означает, что все заработанные деньги мы постоянно инвестируем в повышение качества образовательного опыта, развитие кампуса, исследования и привлечение профессоров. 

 

Общепризнанная практика во всем мире — это донорство и гранты, стипендии и иные формы поддержки. В последние годы бизнес-школы переживают бум безвозмездных вложений в различных формах, их объемы (конечно, у разных школ по-разному) увеличились в среднем в три раза за 10 лет. Так, одно из крупнейших в истории бизнес-образования пожертвований в размере $300 млн сделал Школе бизнеса им. Бута предприниматель Дэвид Бут в 2008 году. Деньги тратятся, в частности, на привлечение и удержание звездных преподавателей, но, что более важно, и на взращивание будущих профессоров и академиков. 

В школе «Сколково» есть гранты от крупнейших предпринимателей и филантропов на ведение исследовательской деятельности для женщин, на поддержку профессоров,  на обучение по программам МВА, ВВА и многие другие.

Не только образование, но сила сообщества 

Основная причина такого роста безвозмездных вложений в бизнес-образование, в частности в России, заключается в том, что такие партнеры — это единомышленники школы и предпринимательского сообщества в целом. И при этом очевидно, что донорская деятельность, как «цепная реакция», означает вклад не только в школы, но и в экономику всей страны.

 

События этого года демонстрируют, что турбулентность и неопределенность будут долгими, вся экономика начинает переживать фундаментальные изменения. Это, конечно, предъявляет дополнительные требования к управленцам, потому что привычные модели принятия решений исходили в первую очередь из иных, более предсказуемых предпосылок и более стабильной среды. Сейчас популярен анекдот: к чему должен быть готов современный менеджер? Да, ко всему. 

К этому же должна быть готова и Школа: мы продолжаем проводить программы, делаем исследования, стараемся адаптировать управленческие науки к стремительно меняющимся реалиям и сохраняем среду для продуктивного общения и взаимодействия активных предпринимателей, управленцев  и академического сообщества. Чтобы продолжать эту деятельность, мы ищем новых партнеров — тех, кто как и мы, имеет планы и верит в будущее. Если бы не доноры, вряд ли нам в течение 16 лет существования школы удалось бы сформировать такую среду и такое сообщество.  Если вы давно откладывали знакомство со школой, то сейчас самое время узнать о ней больше, стать ее партнером — наше сообщество уникально, в нем каждому найдется место.

*Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+