Как показывает недавнее исследование школы управления «Сколково», около 30% компаний находятся в фазе борьбы за выживание и поиска новой модели устойчивости. Примечательно, что в нынешних условиях лишь каждая пятая компания поставила обучение на паузу. Мы видим, что руководители бизнеса, как и все мы, обычные люди, тоже ищут поддержки, опоры и стремятся сформировать и развить у самих себя и у своих сотрудников новые качества, необходимые новому времени, — адаптивность, готовность к различным сценариям, гибкость и лидерство в условиях тотальной неопределенности. В частности, в стенах школы управления «Сколково».
Наблюдая эту тенденцию, полагаю, что многие бизнесы видят перспективу в развитии своей деятельности и экономики России в целом, считают важными новые исследования, новые знания и навыки, а также общение с единомышленниками.
Почему управленческое образование важно
Бизнес и предпринимательство развиваются не только за счет амбиций и смелых идей, но и благодаря бизнес-школам. При этом управленческое образование междисциплинарно и помогает увидеть картину целиком или с новой точки зрения. Это повышает качество управленческих решений, что в свою очередь способствуют улучшению бизнес-показателей компаний, повышает производительность труда и скорость внедрения инноваций.
В нестабильные времена образование берет на себя еще одну важную миссию — формирует продуктивную среду для развития сотрудничества и партнерств. Это особенно актуально для экономик, которые работают в условиях внешних ограничений: только силой слабых связей и доверенных контактов можно преодолеть и перенастроить процессы, разрушенные ограничениями. Более того, сейчас мы наблюдаем важную тенденцию: даже в период неопределенности российские партнеры — частные доноры и компании — все чаще поддерживают образование, ориентированное и на зрелых, и на будущих управленцев. Так, именно в этом непростом году при поддержке, в частности, наших слушателей, выпускников и крупных компаний мы запустили программу совместного с МФТИ бакалавриата — SKOLKOVO BBA.
В российской практике кажется привычным, что учебные заведения финансируются за счет государства. В бизнес-образовании это совсем не так: оно живет за счет того, что само крутит педали велосипеда своего развития. Школа «Сколково» активно работает на российском рынке как самостоятельная организация и сталкивается с теми же вызовами, что и весь отечественный бизнес. Конечно, со своей спецификой, ведь Школа создана и работает как некоммерческая организация. Это означает, что все заработанные деньги мы постоянно инвестируем в повышение качества образовательного опыта, развитие кампуса, исследования и привлечение профессоров.
Общепризнанная практика во всем мире — это донорство и гранты, стипендии и иные формы поддержки. В последние годы бизнес-школы переживают бум безвозмездных вложений в различных формах, их объемы (конечно, у разных школ по-разному) увеличились в среднем в три раза за 10 лет. Так, одно из крупнейших в истории бизнес-образования пожертвований в размере $300 млн сделал Школе бизнеса им. Бута предприниматель Дэвид Бут в 2008 году. Деньги тратятся, в частности, на привлечение и удержание звездных преподавателей, но, что более важно, и на взращивание будущих профессоров и академиков.
В школе «Сколково» есть гранты от крупнейших предпринимателей и филантропов на ведение исследовательской деятельности для женщин, на поддержку профессоров, на обучение по программам МВА, ВВА и многие другие.
Не только образование, но сила сообщества
Основная причина такого роста безвозмездных вложений в бизнес-образование, в частности в России, заключается в том, что такие партнеры — это единомышленники школы и предпринимательского сообщества в целом. И при этом очевидно, что донорская деятельность, как «цепная реакция», означает вклад не только в школы, но и в экономику всей страны.
События этого года демонстрируют, что турбулентность и неопределенность будут долгими, вся экономика начинает переживать фундаментальные изменения. Это, конечно, предъявляет дополнительные требования к управленцам, потому что привычные модели принятия решений исходили в первую очередь из иных, более предсказуемых предпосылок и более стабильной среды. Сейчас популярен анекдот: к чему должен быть готов современный менеджер? Да, ко всему.
К этому же должна быть готова и Школа: мы продолжаем проводить программы, делаем исследования, стараемся адаптировать управленческие науки к стремительно меняющимся реалиям и сохраняем среду для продуктивного общения и взаимодействия активных предпринимателей, управленцев и академического сообщества. Чтобы продолжать эту деятельность, мы ищем новых партнеров — тех, кто как и мы, имеет планы и верит в будущее. Если бы не доноры, вряд ли нам в течение 16 лет существования школы удалось бы сформировать такую среду и такое сообщество. Если вы давно откладывали знакомство со школой, то сейчас самое время узнать о ней больше, стать ее партнером — наше сообщество уникально, в нем каждому найдется место.
*Информационная поддержка