Фабрики мошенников: как Камбоджа связана с «мясниками» и торговлей людьми
Forbes USA недавно поговорил с жертвой подобного мошенничества из Калифорнии, которая потеряла более $1 млн в так называемой афере с «разделкой свиней», когда мошенник строит долгосрочные отношения со своей жертвой, прежде чем убедить ее вложить деньги в криптовалютную схему.
Внутри этих хабов в Камбодже рабочих, которых заманили или незаконно ввезли из соседних стран, заставляют проводить эти мошенничества через различные онлайн-каналы. Эксперты говорят, что в рамках недавних общенациональных расследований в отношении того, что камбоджийские правительственные чиновники назвали «незаконными азартными играми», работа, по крайней мере, некоторых жилых комплексов, откуда осуществляли эти финансовые мошеннические операции с использованием криптовалюты, была сорвана в последние дни.
Так, 13 сентября на пресс-конференции министр внутренних дел Камбоджи Сар Кхэн заявил, что в ходе серии рейдов были арестованы 176 человек, восьми разных национальностей. В заявлении, опубликованном 19 сентября правительством провинции Преа-Сианук, власти заявили, что правоохранители изъяли четыре огнестрельных орудия, 804 компьютера, 16 ноутбуков, 36 паспортов, четыре пары наручников, восемь электрических дубинок, два «электрошоковых фонаря» и почти 9000 телефонов.
Люди, оказывающиеся в ловушке в этих комплексах, часто прибывают из Вьетнама, Таиланда и Малайзии, а также из других близлежащих стран, под предлогом обещаний высокооплачиваемой работы. Однако по прибытии в Камбоджу их заставляют заниматься онлайн-мошенничеством, иногда под угрозой насилия.
Билсе Тан, 41-летний малазийский мужчина, говорит, что в апреле он увидел онлайн-объявление о работе, которое привлекло его внимание. Эта работа на руководящую должность в Камбодже в компании в сфере цифрового маркетинга с зарплатой в 12 000 ринггитов ($2700) в месяц. Это примерно в шесть раз больше средней зарплаты в его родной стране, согласно последним данным Департамента статистики Малайзии.
Тан рассказал Forbes, что в начале этого года его несколько недель удерживали в комплексе в Сиануквиле, прежде чем ему удалось сбежать, отметив, что у него не очень хорошо получалось обманывать людей. Но он описал, как ему дали 10 телефонов, два компьютера и «семь или восемь поддельных учетных записей для коммуникации с этими жертвами».
Некоторые камбоджийские эксперты не уверены, что недавние репрессивные меры правительства знаменуют собой окончательный конец многолетних массовых мошеннических операций, происходивших в этой стране Юго-Восточной Азии.
«Это становится дипломатическим затруднением для страны, которая, как представляется, укрывает преступные элементы, производящие операции в экономических зонах», — сказал Forbes Софал Эр, камбоджийско-американский профессор Школы глобального управления Thunderbird в Университете штата Аризона.
Ян Сантьяго, заместитель директора Глобальной организации по борьбе с мошенничеством в Лос-Анджелесе, правозащитной группы, говорит, что он не ожидает, что это остановит мошеннические операции. «Это может временно подорвать деятельность кибермошенников из Камбоджи, — сказал он. — Пока их основные владельцы не будут привлечены к ответственности, эти мошеннические фабрики будут продолжать существовать, а также метастазировать в другие страны. Они по-прежнему слишком прибыльны».
Во вторник премьер-министр Малайзии Исмаил Сабри Яакоб заявил, что его правительство «очень обеспокоено» этой проблемой и «серьезно относится к бедственному положению малазийцев, оказавшихся в затруднительном положении в нескольких странах, таких как Лаос, Мьянма, Таиланд и Камбоджа». Премьер-министр также призвал малазийцев «осторожно относиться к предложениям работы за границей».
В прошлом месяце Кхэн, министр внутренних дел Камбоджи, в своем заявлении сообщил, что правительство Камбоджи за этот год спасло 865 иностранных жертв в период с 1 января по 20 августа и передало 60 человек для судебных разбирательств. «От имени Королевского правительства и Национального комитета по борьбе с торговлей людьми я глубоко сожалею об этих бесчеловечных действиях и решительно осуждаю их, — написал он. — Поэтому я ценю и приветствую любую информацию от отдельных лиц, иностранных дипломатических миссий и посольств в Камбодже по вышеупомянутым делам».
Активизация усилий Камбоджи по борьбе с торговлей людьми началась всего через несколько недель после того, как Государственный департамент США понизил рейтинг Камбоджи в своем ежегодном отчете «Торговля людьми», который был опубликован в июле. В нем делается вывод о том, что правительство Камбоджи «не проводило расследования и не привлекало к уголовной ответственности никаких должностных лиц, отмеченных в подавляющем большинстве заслуживающих доверия сообщений о соучастии, в особенности, с недобросовестными владельцами бизнесов, вовлекших тысячи мужчин, женщин и детей по всей стране в торговлю людьми в развлекательных заведениях, на обжиге кирпича и мошеннических операциях в Интернете».
Вирак Оу, основатель и президент Future Forum, камбоджийского аналитического центра, сказал, что правительство в Пномпене сейчас сталкивается с «кошмаром в области международных отношений». «Я не думаю, что правительство Камбоджи понимает масштабы мошеннических схем и другие аспекты суровой реальности процессов торговли людьми и отмывания денег», — сказал он в текстовом сообщении.