Как полиция США использует сервис Google в своих расследованиях
Полиция пользовалась ордером в разных делах: от поджогов и ограблений до протестов 6 января. Сейчас ордер на геозону может сыграть определяющую роль в деле двоих подозреваемых.
В 2015 году полиция Канзас-Сити расследовала несколько преступлений, которые, по ее мнению, были связаны: торговля наркотиками, вооруженное ограбление, убийство человека по имени Дэнни Ламонт Дин и убийство другого человека по имени Энтони Дуйэн Джонсон, который, предположительно, сообщил полиции сведения о первом убийстве. Подозревали двоих: Шона Буркхалтера и Джошуа Несбитта.
Семь лет спустя полиция Канзас-Сити и прокуроры Министерства юстиции все еще пытаются доказать, что преступления совершили именно эти два человека, которым в 2018, 2019 и 2021 годах предъявили обвинения в торговле наркотиками, грабежах и убийствах. Министерство юстиции хочет добиться смертного приговора для обоих мужчин, которые отрицают вину. На момент публикации этой статьи их адвокаты и Министерство юстиции не дали комментарии.
Чтобы собрать больше улик, которые бы привели к обвинительному приговору и казни, полицейские обратились к огромной сокровищнице данных о геолокации Googlе. Согласно ордеру на геозону, изученному Forbes USA, ранее в этом году правоохранительные органы попросили корпорацию предоставить любые сведения о телефонах, которые находились недалеко от мест, где произошли ограбления и убийство Дина. Google предоставил данные об одном пользователе, который находился хотя бы в одном из двух мест во время совершения преступлений.
Неясно, окажется ли эта улика значимой. Но если данные позволят доказать, что один из подозреваемых находился на месте совершения убийства, это может определить, грозит ли им судебный процесс и смертный приговор. Полиция Канзас-Сити не ответила на просьбу дать комментарии.
Ордер не только показывает, какую роль данные Google могут играть в расследовании дел, но и поднимает вопросы о том, как долго Google хранит сведения о местоположении более чем миллиарда людей, которые ежемесячно пользуются «Картами».
Как пишет ФБР в запросе на ордер на геозону, «Google хранит эти сведения неограниченное время для аккаунтов, созданных до июня 2020 года, если только пользователь не удаляет их или не решает автоматически удалять данные о своем местоположении, а также об активности в браузере и в приложении спустя три или 18 месяцев».
Ордер ссылается на опцию, которую Google представил в июне 2020 года и которая позволяет пользователям автоматически удалять сведения о местоположении через полтора года. Однако для всех, кто включал определение геолокации до июня 2020 года (а многие, возможно, так и поступили, если, например, пользовались «Картами»), эти данные хранятся вечно, если только пользователь не удалит их сам.
Когда мы обратились к компании за комментариями, представитель Google Женевьев Парк сообщила, что сейчас Google не сохраняет по умолчанию данные о местоположении пользователя. Если он включал сохранение истории перемещений до середины 2020 года, ему нужно самостоятельно включить автоудаление, чтобы Google стер эти данные. «Все остальные пользователи могут включить автоматическое удаление, которое мы представили первыми в отрасли, или стереть свои данные полностью или частично в любой момент», ― сказала Парк.
Google заявил, что в 2020 году уведомил пользователей об изменениях в политике, однако Аллан Батлер, исполнительный директор Electronic Privacy Information Center (EPIC) в Вашингтоне, считает, что Google должен был лучше объяснить пользователям, у которых до этого объявления было включено определение геолокации, что данные об их местоположении будут храниться неограниченное время. «Новая политика Google не применяется автоматически ко всем аккаунтам старше двух лет? Для меня это поразительно, ― добавляет Батлер. — Думаю, применять эти изменения только к новым пользователям нечестно по отношению к ним».
Ордера на геозону не всегда так точны и эффективны, как надеются следователи, а из-за широкого охвата они могут касаться и невиновных. В 2018 году The New York Times сообщила о том, что мужчина был неправомерно арестован как подозреваемый в стрельбе, поскольку данные Google показали, что его телефон находился поблизости от места нападения.
В недавних известных случаях полиция пыталась определить, какие пользователи Google были в толпе на Капитолийском холме 6 января, в то время как полицейские города Кеноша использовали ордера, чтобы определить, кто участвовал в беспорядках после того, как полиция застрелила темнокожего гражданина Джейкоба Блейка. Forbes обнаружил как минимум 13 таких ордеров, касающихся событий в Кеноше.
Активисты, которые выступают в защиту личных данных, уже давно порицают обыски по плану «Перехват», а некоторые суды постановили, что такие ордера неконституционны. Ранее в этом году судья из Вирджинии заявил, что использование ордеров Google о геозоне для определения того, кто присутствовал на месте кражи со взломом, было неконституционным, поскольку нарушало Четвертую поправку Конституции США, которая защищает жителей страны от необоснованных обысков. За последние два года судьи в Канзасе и Иллинойсе вынесли аналогичные решения.
Мнения судей не влияют на то, сколько данных о геолокации скопилось у Google, или на то, как эти данные могут быть использованы против кого-либо в суде. «Мы видим, какое значение имеет существование подобных данных, ― добавляет Батлер. — Эти данные не исчезают в никуда».
Перевод Натальи Балабанцевой