К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Коммерсантъ» узнал о разъяснении Минюстом отличий дискредитации от фейков об армии


Минюст разъяснил следователям и судьям, в чем разница между двумя новыми статьями УК и КоАП, которые появились в России после начала «военной операции» на Украине. По мнению министерства, «утверждение о факте» — это «распространение заведомо ложной информации», а негативное «мнение» о действиях армии — это «дискредитация»

Министерство юстиции подготовило две методички для следователей, судей и судебных экспертов о том, как правильно квалифицировать высказывания о действиях российских военных в соответствии с новыми статьями Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях: о «распространении заведомо ложной информации» о действиях армии и о «дискредитации» Вооруженных сил. Об этом написал «Коммерсантъ» со ссылкой на копии документов, которые газете передал партнер проекта «Сетевые свободы» адвокат Станислав Селезнев. Минюст не ответил на запрос газеты.

Новые статьи появились 4 марта 2022 года, когда соответствующие законы подписал Владимир Путин. Административная ответственность предусмотрена статьей 20.3.3 КоАП — «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации». Максимальное наказание по ней — штраф до 100 000 рублей для граждан и до 1 млн рублей для юридических лиц. В случае повторного нарушения может быть применена аналогичная статья Уголовного кодекса 280.3. По ней максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет. Сразу уголовная ответственность предусмотрена по статье 207.3 — «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий». Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до 15 лет.

«Утверждение о факте» в публикации об армии должно рассматриваться как «распространение заведомо ложной информации», в этом случае проводится судебная лингвистическая экспертиза, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на методичку Минюста. В ней говорится, что объектом экспертизы в этом случае является «сообщение», которое может быть исследовано «только с учетом контекста его размещения и коммуникативной ситуации». В документе подчеркивается, что эксперт-лингвист не должен квалифицировать информацию как недостоверную — только «устанавливать способ подачи содержащейся в материале информации». 

 

Выражение «негативного мнения» о действиях армии должно трактоваться как «дискредитация» в ходе «комплексной психолого-лингвистической экспертизы» материалов, считает Минюст. Он предложил квалифицировать высказывания по трем категориям: «дискредитация использования ВС РФ», «дискредитация исполнения органами госвласти своих полномочий в целях защиты интересов РФ и ее граждан» и «побуждение (в том числе в форме призыва) к воспрепятствованию использования ВС РФ». В материалах должно быть обсуждение целей использования армии как обоснование негативной оценки и «убеждение адресата в правильности такой оценки», говорится в методичке. «По сути, прямо сказано, что выражение негативного отношения к некоему использованию Вооруженных сил — уже признак их «дискредитации», — заявил «Коммерсанту» глава информационно-аналитического центра «Сова» (внесен в реестр НКО-иноагентов) Александр Верховский.

Россия с 24 февраля проводит «специальную военную операцию»* на Украине. 8 июля Мещанский районный суд Москвы вынес первый приговор по уголовному делу о «распространении заведомо ложной информации»: муниципального депутата Алексея Горинова приговорили к семи годам лишения свободы. По мнению следствия, Горинов и еще один депутат, Елена Котеночкина сделали заявления, «содержащие не соответствующие действительности данные о Вооруженных силах РФ». Горинов и Котеночкина в марте на открытом заседании предлагали отказаться от проведения конкурса детских рисунков из-за «военной операции». Горинова арестовали в апреле. Вину он не признал. Котеночкина арестована заочно, она покинула страну, сообщал «Интерфакс». 

 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+