Почему экология Москвы улучшается, несмотря на рост автопарка и трафика
По мнению Романа Пукалова, директора природоохранных программ «Зеленого патруля», у Москвы есть перспективы идти выше: «Это абсолютно обоснованно. За последнее десятилетие главная экологическая проблема Москвы — загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом — реально начала решаться, несмотря на увеличение количества автомобилей». С 2011 года в Москве зафиксировано значительное улучшение состояния воздуха вблизи автотрасс: среднегодовые концентрации оксида углерода снизились в 2,5 раза, диоксида азота — в 1,08 раза, по оксиду азота и диоксиду серы — в 2–2,2 раза.
Главный фактор этих перемен — крупнейшая среди мегаполисов Европы программа развития транспортной системы. Привычная для 2000-х годов ситуация, когда весь город стоял в пробках, а автомобили в это время загрязняли воздух, окончательно ушла в прошлое. Москва начала двигаться, дышать, стало больше места для пешеходов, велосипедистов и в целом для комфортного проживания в мегаполисе. Масштаб уже проделанной работы видно, если обратить внимание на следующие цифры:
• с 2011 по 2020 год в Москве построено больше 1000 км дорог;
• проведена реконструкция 15 вылетных магистралей со строительством 17 развязок на МКАД, дорог-дублеров и организацией бессветофорного режима движения;
• возведено 292 транспортных сооружения: мосты, тоннели, эстакады;
• скорость движения транспорта на ключевых магистралях города в часы пик возросла более чем на 60%;
• в сфере общественного транспорта с 2011 года ввели 301,4 км линий метро и 145 станций, в том числе 56 — в метро, 31 — на Московском центральном кольце и 58 — на Московских центральных диаметрах.
Транспортная система города безвозвратно уходит от устаревшей радиально-кольцевой структуры. Будущее за транспортными сетями с высокой связностью дорог и магистралей. И важно завершить все запланированные объекты в полном объеме: хордовые магистрали, дублеры, развязки. Практика мегаполисов и урбанистика однозначно показывают ущербность половинчатых мер: нельзя построить эффективную дорогу без развязок и путепроводов. Конечно, в условиях сложившейся застройки сооружение новых дорог не бывает беспроблемным. Приходится делать выбор, взвешивая локальные интересы отдельных территорий и всего города в целом. Главный ориентир: для того, чтобы в городе был чистый воздух, надо строить дороги и тем самым обеспечивать хорошие условия движения, минимальные маршруты, регулярность работы общественного транспорта. Сложившаяся реальность по востребованности автомобильных перевозок не предоставляет альтернативного пути.
За счет чего обеспечивается положительный
экологический баланс от строительства новых дорог? Благодаря связности
транспортного каркаса появляются новые, более короткие маршруты движения,
позволяющие быстрее доехать до пунктов назначения и снизить время нахождения
транспорта в пути. Происходит разгрузка напряженных участков дорожной сети. За
счет этого снижается количество использованного автомобилями топлива и сокращается
удельный выброс загрязняющих веществ на каждый движущийся в транспортном потоке
автомобиль. При равномерном движении выбросы
автотранспорта в воздух уменьшаются в 2–3 раза по сравнению с движением в
«пробках» в старт-стоповом режиме. Расчеты показывают, что синергетический
эффект только от ввода в эксплуатацию Северо-Восточной хорды обеспечит сокращение
выбросов диоксида азота от автотранспорта на 17%, оксида углерода — на 21%.
Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс сократятся до значений, стабильно
не превышающих норматив.
Развитие дорожной сети позволяет оптимизировать движение грузового автотранспорта в Москве, в том числе обеспечить его минимальное движение в непосредственной близости от жилых территорий. Это реализуется в рамках грузового каркаса, который поэтапно внедрялся в административных округах с 2014 года. Доля грузового транспорта в общем количестве транспортных средств Москвы составляет 8,7%, но доля выбросов грузового транспорта достигает 60% от всего автопарка (по взвешенным веществам, наиболее значимым с точки зрения здоровья). Оптимизация грузового движения в городе непосредственно влияет на снижение загрязнения воздуха оксидами азота и мелкими взвешенными частицами.
Без развития дорожной сети невозможно развитие уличного общественного транспорта. При этом средние удельные выбросы на одного человека, который едет в автобусе, в среднем в 20 раз меньше, чем на человека, который едет на личном автомобиле. Переход на электробусы еще радикальнее увеличит этот разрыв. Разгрузка магистралей позволяет сократить сроки движения по маршрутам [QM3] и обеспечивает надежность соблюдения графика движения общественного транспорта, что повышает его востребованность.
Летом прошлого года Институт Генплана Москвы провел социологический опрос среди москвичей и жителей Подмосковья, работающих в столице. 66,1% респондентов ответили, что пользуются общественным транспортом, 12,3% — индивидуальным, 18,8% — несколькими видами транспорта. При этом исследователи зафиксировали повышенную потребность в индивидуальном транспорте и такси. Как известно, Москва и без того лидирует среди регионов по количеству легковых автомобилей. Для того, чтобы соблюсти баланс между экологией и потребностями мегаполиса, необходимо развивать столичные дороги.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора