Власти разъяснили порядок оплаты российским критикам «спецоперации» за контент
Минэкономразвития объяснило порядок платы за контент российским правообладателям, которые выступают против «спецоперации». Им, как и «недружественным» иностранным правообладателям, будут платить через специальные счета в рублях. Эксперты отмечают, что механизм отнесения правообладателя к «недружественным» может вызвать сложности у лицензиата
Механизм расчета с «недружественными» правообладателями через спецсчета типа «О», предусмотренный майским указом президента России, распространяется не только на иностранных, но и на российских физических и юридических лиц из числа критиков «специальной военной операции»*. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на разъяснения Минэкономразвития.
Указ президента был опубликован 27 мая, согласно ему лицензиаты по действующим лицензионным контрактам должны платить за контент «недружественным» правообладателям в рублях на специально созданный для этого рублевый счет «О» в уполномоченном банке. Забрать средства со спецсчета правообладатель сможет только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, предписывает указ. В разъяснениях Минэкономразвития отмечается, что под действие указа попадают не только зарубежные правообладатели, но и российские.
Минэкономразвития разъяснило, что решение об открытии спецсчета типа «О» может принять только лицензиат, он должен основываться при этом на информации, опубликованной в СМИ и на сайтах госорганов. Российские правообладатели могут быть отнесены к «недружественным», если совершали действия, перечисленные в подпунктах «б» – «е» пункта 1 указа, в том числе:
- запретили использование своих произведений на территории России после 24 февраля;
- публично поддержали санкции против России;
- совершили публичные действия, дискредитирующие российские власти и вооруженные силы;
- распространили в интернете оскорбления в отношении России, ее граждан и органов госвласти.
Первый вице-президент Центра политических технологий полагает Алексей Макаркин отметил, что под действие указа могут попасть деятели культура, которые выступили с критикой «спецоперации», и, вероятней всего, находятся за границей. По словам политолога, российские власти еще до 24 февраля выступали с идеей: не любишь страну – не надо в ней зарабатывать.
Опрошенные газетой эксперты отмечают, что сложности у лицензиата вызовет сама процедура отнесения правообладателя к «недружественным». Член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко сказал, что плательщиков вынудят не только реагировать на юридически значимые действия правообладателей, но и анализировать тональность их риторики. «Не уверен, что бизнес сам должен давать юридическую квалификацию действиям контрагента: это может привести к злоупотреблениям», — сказал эксперт.
Основатель юридической компании KIP LegalTech Павел Катков указал на противоречия в пункте 15 разъяснений Минэкономразвития. Из него следует, что плательщик не обязан выявлять соответствующие обстоятельства, указывающие на необходимость применения специальной системы расчетов, но если эти обстоятельства опубликованы в СМИ или на сайтах госорганов, должник считается извещенным.
В пункте 12 тех же разъяснений министерства содержится другая «интересная формулировка» – «по мнению должника». Эксперт полагает, что «мнение должника» должно основываться на указанных в пункте 15 источниках — СМИ и сайтах госорганов. «Однако прямо об этом в разъяснении министерства не говорится», – добавил Катков.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.