Байден передал на ратификацию в Сенат протоколы о приеме Финляндии и Швеции в НАТО
Джо Байден внес на ратификацию Сенату протоколы о приеме Финляндии и Швеции в Североатлантические альянс. Ранее документы о присоединении этих двух стран к НАТО он передал в профильные комитеты Палаты представителей. Финляндия и Швеция подали заявки о вступлении в альянс в мае
Президент США Джо Байден передал в Сенат на ратификацию протоколы о присоединении Финляндии и Швеции к НАТО. Об этом он сообщил в послании Сенату. Ранее те же документы были направлены им в профильные комитеты Палаты представителей.
Протоколы к Североатлантическому договору 1949 года о присоединении Финляндской Республики и Королевства Швеции были подписаны в Брюсселе 5 июля 2022 года от имени Соединенных Штатов и других участников альянса, говорится в послании. В нем отмечается, что Швеция и Финляндия «будут вносить вклад в альянс как в возможностях, так и в ресурсах, и они разделяют критически важные ценности с США». «Присоединение Финляндии и Швеции поможет продвигать приоритеты США в НАТО», — заявил президент Байден.
Хельсинки сохранял внеблоковый статус с 1945 года, Стокгольм — более 200 лет. В послании Байдена сообщается, что 19 мая и 1 июля в Конгресс были переданы доклады о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО. В них отмечалось, что в 1998 году США ратифицировали протоколы о присоединении к НАТО Польши, Венгрии и Чешской Республики, а Финляндия и Швеция «более чем соответствуют этим требованиям». Байден также призвал союзников по Североатлантическому альянсу «действовать оперативно и в своих собственных процессах ратификации, учитывая текущие глобальные соображения».
Финляндия и Швеция подали заявки о вступлении в НАТО в мае. В начале июля они подписали протоколы о вступлении в альянс после того, как на это дала согласие Турция. Теперь ратифицировать документы должны все 30 стран НАТО. Обычно этот процесс занимает от восьми до двенадцати месяцев, но в данном случае альянс планирует действовать быстро, писало ранее AP. Анкара требует от Финляндии и Швеции на законодательном уровне запретить организации, которые в Турции признаны террористическими.
В мае Владимир Путин в разговоре с президентом Финляндии Саули Ниинистё назвал решение государства вступить в НАТО ошибочным, заявив, что «никаких угроз безопасности Финляндии не существует». Кроме того, Путин говорил, что вступление двух этих государств в Североатлантический альянс не создает «непосредственной угрозы» для России, но предупредил, что Москва отреагирует на расширение блока исходя из угроз, которые «будут создаваться». При этом глава МИД Сергей Лавров заявил, что Евросоюз и НАТО создают коалицию «для борьбы, а по большому счету войны» против России.
Позже Путин заявил, что у России со Швецией и Финляндией «нет таких проблем, которые есть с Украиной» и нет ничего, что могло бы беспокоить Москву с точки зрения их членства в НАТО. «Хочется — пожалуйста. Только мы должны ясно и четко себе представлять: раньше не было угрозы, в случае размещения военного контингента и инфраструктуры мы вынуждены будем отвечать зеркально и создавать такие же угрозы на территориях, откуда создают угрозы нам», — добавил он.