К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«То же происходило в 1990-х»: Минтруд и ВШЭ сообщили о рисках снижения рождаемости


Рождаемость в России может снижаться до 2024 года, предупредили Минтруд и ВШЭ. Такие прогнозы связаны с сокращением количества женщин в фертильном возрасте и ситуацией на рынке труда. Эксперт ВШЭ отметил, что то же самое происходило в 1990-е годы: в ситуации кризиса большинство либо откладывают рождение ребенка, либо вообще от него отказываются

В России до 2024 года может снижаться рождаемость, сообщили Минтруд и НИУ ВШЭ на заседании рабочей группы совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Об этом пишет РБК со ссылкой на протокол совещания.

Абсолютное число родившихся в России, по данным Росстата, сокращается с 2014 года. В прошлом году в стране родилось 1,39 млн человек, что на 3% меньше результата 2020 года. По итогам года общий коэффициент рождаемости в России (который представляет собой количество новорожденных на 1000 жителей) составил 9,6, превысив плановый уровень в 9,2, сообщили Минтруда и ВШЭ. Они определили основные факторы, которые сигнализируют о риске снижения рождаемости:

• снижение количества женщин в возрасте 20–29 лет, на которых приходится 44,1% рождений детей. За последние пять лет число россиянок в этом возрасте сократилось на 20% — с 9 млн в 2017 году до 7,2 млн в 2021-м, следует из данных Росстата. 

 

• структурные изменения на рынке труда, которые оказывают влияние на демографическую ситуацию, в том числе на коэффициент рождаемости. Действующие меры поддержки касаются по большей части 20% самых бедных россиян, а средние слои, по словам Овчаровой, рассчитывают только на собственные доходы. Она пояснила, что в условиях растущей неопределенности на рынке труда средний класс корректирует свои репродуктивные намерения в сторону отказа. 

По итогам заседания Минтруду и ВШЭ было поручено проанализировать степень влияния на решение семей завести детей разных факторов: уровня доходов, обеспеченности жильем, доступности детских садов, доступности и качества детского здравоохранения и других. Кроме того, до 30 сентября министерство должно представить предложения о дополнительных мерах стимулирования рождаемости.

 

«В современном мире рождаемость регулируемая — женщина рожает, когда она хочет. В ситуации кризиса большинство из них либо откладывают рождение ребенка, либо отказываются вообще от этой перспективы. То же самое происходило в 1990-х годах: из-за ухудшения экономической ситуации более образованные и более благополучные женщины перестали рожать. Поэтому надеяться, что к 2024 году рождаемость не снизится, сложно», — пояснил заведующий международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Евгений Андреев.

По его прогнозу, в наихудшем сценарии к 2024 году абсолютное число рождений сократится на 13–14% по сравнению с 2021 годом, а экономические меры стимулирования вряд ли смогут серьезно повлиять на рождаемость в стране. «Большинство женщин за пособие рожать не будут, но из-за отсутствия пособия от рождения не откажутся. Это слишком существенное событие в жизни семьи, чтобы ставить его в прямую зависимость от мер господдержки», — сказал он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+