Минобрнауки планирует увеличить вузам часы на преподавание истории России
Минобрнауки намерено увеличить количество часов преподавания истории России в вузах. Министерство предлагает ввести не менее 144 обязательных академических часов ее изучения студентами вне зависимости от их специализации. Эксперты называют такое решение идеологическим
В российских вузах планируется ввести преподавание истории России в объеме 144 академических часов (четыре зачетные единицы). Оно затронет всех студентов независимо от специальности, на которую они учатся, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опубликованный Минобрнауки для общественного обсуждения проект поправок к федеральным государственным образовательным стандартам для вузов. Эксперты предупреждают, что такие занятия могут превратиться в политинформацию, а их обязательность вызвать отторжение у студентов.
Обязательное изучение истории России предусматривается и действующим ФГОС, но не установлены объемы ее преподавания и содержание дисциплины, рассказал заместитель главы совета по развитию исторического образования при Минобрнауки, председатель правления Российского исторического общества (РИО) Константин Могилевский. По его словам, в России всего 0,4% студентов получают профессиональное историческое образование, а 99,6% — изучают историю недостаточно, их и коснутся нововведения. Сейчас, по словам Могилевского, преподавание истории в ряде вузов сведено к минимуму.
Кандидат исторических наук, преподаватель Тюменского госуниверситета Александр Фокин увидел в поправках Минобрнауки прежде всего «идеологическое решение». Он признал, что в некоторых вузах преподавали историю в сокращенном формате, и удивился скорости разработки документа. Кроме обязательного количества часов на историю в документе Минобрнауки указывается, что «объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками должен составлять в очной форме обучения не менее 80%». Вузам предстоит заняться поиском кадров для преподавания, отметил Могилевский.
Заместитель директора Высшей школы социально-гуманитарных наук РЭУ имени Плеханова Ирина Яблочкина рассказала , что сейчас в вузе на дисциплину «История России» отводится 108 часов (три зачетные единицы). Она признала, что недостаточное количество часов на историю «создает для преподавателей определенные трудности в полном освещении всех тем, направленных на формирование у молодых людей гражданской идентичности, гражданско-патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения отечеству». По ее словам, дополнительные часы на историю России можно получить за счет других дисциплин в учебных планах вузов. Это подтвердил начальник учебно-методического управления вуза Юрий Ришко.
Завкафедрой истории и культурологии НИУ МЭИ Марина Смирнова отметила, что предложение Минобрнауки потребует для негуманитарных специальностей увеличения объемов преподавания истории в два раза, а контактной работы с обучающимися — почти в четыре раза. По ее оценке, это потребует значительного увеличения финансирования — чтобы пересмотреть рабочие программы, увеличить штат преподавателей, получить необходимую учебную и методическую литературы.
Другой заместитель главы совета по развитию исторического образования, научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян отметил, что, кроме количества часов, важно и содержание курса истории. «Надо сделать полноценный курс, может быть, даже на целый год. Построить единую концепцию преподавания истории», — сказал он.
Могилевский сообщил, что решение о создании единой концепции преподавания истории уже принято на рабочей группе при Минобрнауки. По его словам, РИО планирует разработать документ до конца 2022 года. «Каждый вуз на основании стандарта будет принимать решение, как добиваться того, чтобы его выпускники четко знали историю родной страны», — сказал собеседник газеты.
Александр Фокин напомнил, что попытки введения единой концепции преподавания дисциплины продолжаются уже много лет, но всякий раз они заканчивались неудачей. Он не исключает, что преподавание истории будет включать элементы политинформации. «Придет преподавателю документ от министерства, он посмотрит, но все равно решит читать лекции по-своему. Не приставят же к нему контролирующего, чтобы тот следил, как преподаватель трактует опричнину Ивана Грозного — как надо или нет», — отметил эксперт. Он добавил, что обязательность может «спровоцировать у студентов отчуждение к истории, а не любовь».