Законопроект об иноагентах ограничивает права, прописанные в конституции, и противоречит принципам трудового права, к таким выводам пришел СПЧ. Совет также предложил сократить количество сведений, которые должен предоставлять иноагент, и исключить из законопроекта понятие аффилированных лиц, в числе которых могут оказаться родственники, получающие помощь от физлиц-иноагентов
Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) опубликовал экспертное заключение по законопроекту об иностранных агентах, сообщается на сайте СПЧ.
По мнению членов СПЧ, проект документа «фактически необоснованно» расширяет список тех, кого могут признать иноагентами. В частности, совет указывает на то, что такой статус можно получить в результате «воздействия» иностранного источника, но в документе не ограничиваются способы такого «воздействия», из-за чего власти могут посчитать достаточным основанием все что угодно. «Тем самым законопроект создает пространство для неограниченного расширения коррупционных возможностей», — говорится в сообщении СПЧ. Кроме того, в законопроекте не прописан порядок подтверждения того, что действия лиц, находящихся под «иностранным влиянием», опасны для общества.
СПЧ также увидел риски перехода предпринимателей в серую зону из-за того, что иноагентом предлагается признавать и те организации, которые нацелены не на распространение иностранного влияния, а так или иначе участвуют в товарно-денежных операциях с иностранным имуществом.
Совет также предложил исключить из законопроекта понятие аффилированных с иноагентами лиц (в их числе могут оказаться в том числе родственники, которые получают помощь от физлиц-иноагентов), так как в их действиях нет вины. «Ни работники, ни родственники лица — иностранного агента при наделении их возможностями добросовестного поведения не предполагают и не имеют прав самостоятельно определить наличие у лица — иностранного агента признаков «иностранного влияния», — пояснил совет, отметив, что в законопроекте к тому же не прописан перечень форм иностранного влияния.
Кроме того, СПЧ указал на то, что фактически последствием признания лица иноагентом является ограничение в правах, которые гарантирует 29-я статья Конституции, так как выражение мнения по каким-либо вопросам общественной жизни «влечет за собой ограничения в социально-трудовых правах». В частности, физлицо-иноагент становится потенциально опасным для любого работодателя, поскольку работодатель также может быть признан иноагентом, попавшим под влияние работника — иностранного агента, указывает совет.
Законопроект также фактически закрывает иноагенту доступ к профессиям в области образования, отмечается в сообщении. При этом конституция (статья 37) гарантирует право каждого выбирать род деятельности и профессию, свободно распоряжаться своими способностями к труду, указывает СПЧ. Эту норму закрепляет статья 2 Трудового кодекса, аналогичные принципы присутствуют в международных актах. «Нормы законопроекта, которые предполагают лишение лиц, которые уже имеют право на работу в образовательных организациях в соответствии со своей квалификацией, а также тех, кто уже работает в них, права на труд, представляют собой нарушение одного из фундаментальных юридических принципов, на которых основывается трудовое право», — говорится в сообщении.
Кроме того, предлагается сократить список данных, которые должен предоставлять иноагент, ограничив его теми сведениями, которые недоступны контрольному ведомству через межведомственный обмен. СПЧ также предложил прописать, что закон вступает в силу только с момента его принятия, и установить запрет распространения его действия на отношения, возникшие до этого момента.
Законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» внесли в Госдуму в конце апреля. Он, в частности, предлагает наделять таким статусом организации, людей или объединения, если они получают любую поддержку из-за границы или находятся под иностранным влиянием. Иноагентам предлагается запретить преподавать несовершеннолетним, вести для них просветительскую деятельность и производить информационную продукцию. Кроме того, документ предусматривает запрет на инвестирование в российские стратегические предприятия, получение финансовой поддержки от страны, организацию публичных мероприятий и их финансирование.