«Коммерсантъ» узнал об уроках о пользе импортозамещения и санкциях в школах России
В российских школах пройдут особые уроки — о санкциях и их положительном влиянии на экономику страны. Школьникам расскажут про успехи импортозамещения и попросят учеников оценить, какие страны понесут большие экономические потери от санкций
В российских школах начали проводить уроки по теме «Антироссийские санкции и их влияние на отечественную экономику» — школьникам с пятого по 11-й классы рассказывают про рост доли российской продукции в отраслях и просят дать оценку потерь стран от санкций. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на методические рекомендации о проведении урока, Минпросвещения, учителей на местах и данные сайтов школ в Самарской, Московской и Орловской областях.
В Минпросвещения сообщили, что методические рекомендации разработал Институт стратегии развития образования, а в разработке сценария урока участвовали «сторонние ведущие эксперты» из разных отраслей. «Особый акцент в материалах к уроку сделан на характеристику политики импортозамещения, которая проводится в России на протяжении последних лет», — рассказали в министерстве. Там добавили, что в ходе урока учащиеся работают с документами и интерактивными материалами, «содержащими важную информацию о достижениях российской экономики в разных отраслях, ее готовности противостоять санкциям».
Спецзанятия пройдут как уроки школьного курса по обществознанию, говорится в методичке. Начнутся они с цитаты Владимира Путина о том, что «на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление». Учитель должен спросить школьников, знают ли они, какие «меры включает антисанкционная политика нашего государства». Примерами санкций для учителя послужат блокировка активов госкорпораций, банков и части резервов ЦБ, а также уход зарубежных компаний из России.
В методических материалах есть также ссылка на видеоролик о пользе импортозамещения. Его авторы рассказывают, что в 1990-х — начале 2000-х годов импортная продукция преобладала над отечественной. Создатели ролика утверждают, что в этот период шла «активная реклама иностранных товаров» и «внедрялась идея превосходства любой импортной продукции и неспособности российских производителей внедрять свои аналоги». К 2022 году ситуация изменилась, сообщает закадровый голос. На уроке также предлагается изучить презентацию с данными Минпромторга.
От учеников 5–9-х классов требуется описать комплекс мер по поддержке российской экономики и граждан в «условиях возросшего санкционного давления», а от старшеклассников — предполагаемый эффект от них. В конце занятия ученикам придется заполнить анкету «обратной связи». Она предусматривает ответы на вопросы: «Справедливы ли санкции в отношении России?», «Приведут ли санкции к укреплению экономики России?», «Кто понесет большие экономические потери?». В последнем случае есть три варианта для ответа: Россия, страны НАТО, все страны мира.
Учителя из школ Крыма и Севастополя подтвердили, что им предстоит провести такой урок. Они отказались оценить его сценарий из-за опасности нарушить законы о неуважении к власти и о дискредитации вооруженных сил. В Минобразования Иркутской области рассказали, что уроки по импортозамещению прошли в формате внеклассных часов в 154 школах для 85 000 учеников. «Дети в целом проявляют заинтересованность и реагируют на информацию положительно», — отметили там.
Специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич сказала: «Торопиться не надо, пусть детям озвучат эти методички, а потом жизнь покажет, как есть». Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников отметил, что «многие тезисы на качественном уровне вполне верны, но с отдельными цифрами можно поспорить», но язык сложен как для школьников, так и для учителей.
По оценкам центра, в отдельных отраслях доля импорта несколько выше, чем указано в материалах к уроку, добавил Сальников. Он назвал неверным решение представить машиностроение как удачный пример импортозамещения. «Оно гораздо лучше шло у нас в пищевой промышленности, в химии по целому ряду сегментов. И где-то даже в легкой промышленности очень неплохо. А вот в машиностроении прогресс был похуже», — отметил он.