Как жена праправнука Рокфеллера использует принципы устойчивого развития
Закрытие крупнейшей угольной электростанции Австралии может произойти на семь лет раньше запланированного срока. Даже местный поставщик электрической энергии Origin Energy признает, что загрязняющая окружающую среду электростанция больше не рентабельна. На месте электростанции будет построена огромная аккумуляторная система накопления электроэнергии. Можно было бы ожидать, что министр, ответственный за сокращение выбросов парниковых газов в Австралии, будет несказанно рад подобным новостям. Однако это вовсе не так. Министр по вопросам промышленности, энергетики и сокращения выбросов Ангус Тейлор заявил, что его не предупредили о принятом решении, которое может вызвать «значительный дефицит в области надежных поставок электроэнергии».
Хотя переход на повсеместное использование возобновляемых источников энергии для производства электричества — это довольно сложный процесс, он не только необходим, но и вполне осуществим. В декабре прошлого года Австралийский оператор рынка энергоносителей (AEMO) представил прогнозы на будущее, согласно которым к 2043 году Национальный рынок электроэнергии Австралии полностью откажется от использования угля для выработки электричества при наличии соответствующих инвестиций в возобновляемые источники энергии, накопители электроэнергии и меры по поддержанию работы энергосистемы при временном отсутствии ветра и солнца.
На примере Австралии видно, что в некоторых случаях крупные компании, в отличие от национальных правительств, могут быть в большей степени готовы принимать важные решения по вопросам достижения углеродной нейтральности, особенно если это явно отвечает финансовым интересам бизнес-сообщества. В этом материале собрано несколько историй. В одной из них речь идет о том, как так называемые «углеродные клубы» могут активизировать процесс принятия решений на уровне разработки политики. В центре внимания другой истории оказалась все еще довольно высокая стоимость атомной энергии по сравнению с возобновляемыми источниками энергии.
«Углеродные клубы»
Могут ли «углеродные клубы» стимулировать действия по защите климата? Это десятилетие — решающее в деле сокращения выбросов парниковых газов, однако большинство стран все еще тянут время. Один из способов активизировать процесс принятия мер — это вступление стран в «углеродный клуб», члены которого согласны облагать налогами импортные товары в зависимости от количества выбросов CO2, которые потребовались для их производства.
Меньше мяса, больше пользы
Потребление меньшего количества мяса (особенно говядины) — один из наиболее эффективных способов снижения воздействия на окружающую среду, однако никто не любит повиноваться принуждениям. В связи с этим Институт мировых природных ресурсов (WRI) провел интересный эксперимент. В меню ресторанов появились надписи с различными призывами выбрать вегетарианское блюдо, например, «Небольшие изменения, но огромное влияние», «Присоединяйтесь к движению» и другие. В итоге это действительно прекрасно сработало, и число заказанных мясных блюд сократилось.
Проблемы внедорожников
В 2021 году был поставлен очередной рекорд по мировым продажам внедорожников. По данным аналитиков Международного энергетического агентства, количество используемых сегодня внедорожников на 35 млн штук превышает показатели предыдущего года, что приводит к дополнительным 120 млн тонн выбросов CO2 и другим отрицательным последствиям для окружающей среды. Хотя процесс электрификации внедорожников в 2021 году шел быстрее, чем в предыдущие годы, спрос на электровнедорожники не такой высокий, как на электромобили меньшего размера.
Из-за перехода на электромобили правительства разных стран могут потерять многомиллиардные доходы от налогов на топливо. Однако это положительно скажется на более справедливом налогообложении для водителей, ведь они будут платить за топливо в зависимости от того, как часто они используют автомобили.
Высокая стоимость атомной энергетики
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил о масштабных планах по созданию не менее шести новых ядерных реакторов к 2050 году. Франция — одна из главных стран-сторонниц использования атомной энергетики в Европейском союзе. Представители страны настаивают на ее включении в зеленую таксономию ЕС. Тем не менее, несмотря на все заявления Франции, один фактор продолжает и далее отрицательно сказываться на широком распространении атомной энергетики. Речь идет о ее все еще слишком высокой стоимости.
Климатические переговоры
С момента основания компании-производителя стильных дорожных сумок и аксессуаров для путешествий Paravel в 2016 году ее главная цель заключалась в создании долговечных и высококачественных изделий из натуральных материалов, рассказывает основательница Paravel Индре Рокфеллер. Помимо туристического направления компания занимается изучением изменения климата и влиянием человека на него.
После экспедиции в Антарктиду в 2018 году Рокфеллер поняла, что для снижения воздействия Paravel на окружающую среду необходим более всеобъемлющий подход к принципам устойчивого развития. Основательница компании решила с головой погрузиться в изучение темы изменения климата. В сентябре 2021 года она стала студенткой магистерской программы «Климат и общество» Колумбийского университета.
«Во время экспедиции мой телефон находился вне зоны сотовой связи. Как только связь появилась, я позвонила основателю и генеральному директору Paravel Энди Кранцу. В итоге к концу разговора мы решили отбраковать товары, которые были почти готовы для выхода на рынок. Мы начали все с самого начала. Для нас это была возможность дать понять, что если речь идет о производстве экологичных изделий, то оценка «достаточно хорошо» нам не подходит. Это должна быть оценка «отлично», — рассказывает Рокфеллер. По ее словам, если представители компании-поставщика говорят, что они не поставляют материалы из переработанной продукции, Paravel ищет другого партнера. «Мы начали рассматривать каждый аспект работы компании и каждый наш продукт сквозь призму принципов устойчивого развития. Это коснулось всего: от тканевых подкладок до молний, от пересмотра партнерских отношений до создания специального Кодекса социальной ответственности и измерения нашего собственного углеродного следа, — говорит Рокфеллер. — Наша компания берет на себя ответственность за все свои действия. Мы видим, как мы можем смягчить последствия нашего воздействия на окружающую среду. Мы также знаем, как можно помочь вдохновить людей на поддержание наших целей и повысить их осведомленность об изменении климата. Раньше мы боялись говорить о принципах устойчивого развития. Сейчас мы работаем над их претворением в жизнь и не будем останавливаться на достигнутом».
Важное решение
По словам Индре Рокфеллер, благодаря самообразованию у нее было четкое и всеобъемлющее понимание изменения климата. Однако она хотела разобраться в этой теме на более глубоком уровне и изучить ее с точки зрения науки, политики, возможностей и проблем. «Все мы постоянно чем-то заняты, и иногда трудно ежедневно выделять несколько часов в сутки только на то, чтобы просто учить что-то новое. Я знала, что с помощью этой магистерской программы я смогу глубоко погрузиться в вопрос изменения климата и выйти за пределы зоны комфорта», — говорит она. Первые несколько недель стали для нее настоящим испытанием. «Я вспоминаю о том, как у меня кипели мозги по возвращении домой. Однако магистратура определенно оправдала мои ожидания, потому что я смогла погрузиться в темы, с которыми я иначе не столкнулась бы», — добавляет основательница Paravel. Кроме того, она посещает лекции с профессорами, которые ее действительно вдохновляют, отмечает Рокфеллер. По ее словам, в рамках магистратуры она поставила под вопрос некоторые из собственных философских взглядов и эта магистерская программа заставила ее переосмыслить многое из того, что она считала нормой.
К примеру, сейчас Индре Рокфеллер посещает занятия по экономике замкнутого цикла. «Если речь идет о дизайне, то в Paravel мы сосредоточились на использовании экологичных материалов или переработанных материалов, — говорит предпринимательница. — Но мы ведь не можем останавливаться на этом. Это только начало. Как мы можем показать приверженность принципам экономики замкнутого цикла с точки зрения нашей философии? Как создать изделие, которое, возможно, будет довольно просто разобрать на части, чтобы повторно использовать материалы? Как мы заботимся о полном жизненном цикле вещей? Как нам изменить бизнес-модель, чтобы не только дизайн соответствовал принципам экономики замкнутого круга?».
На вопрос, дает ли Индре Рокфеллер изучение изменений климата понимание, если ли у нас все же шансы на то, чтобы справиться с его худшими последствиями, основательница Paravel отвечает: «День на день не приходится. Бывали дни, когда я приходила домой после целого дня занятий, смотрела на своих детей и начинала плакать, потому что чувствовала себя беспомощной. Мне казалось, что я неспособна помочь им. Но бывали и дни, когда я приходила домой под вдохновением от потенциала человечества, с помощью которого мы можем помочь друг другу справиться с изменением климата и преодолеть этот непростой период».
Чтобы ознакомиться с принципами устойчивого развития и проблемой изменения климата, не обязательно вновь становиться студентом магистратуры, как это сделала Рокфеллер, говорит предпринимательница. «В мире есть огромное количество прекрасных бесплатных ресурсов. Стоит лишь найти время, чтобы ненадолго отойти от бизнеса и изучить те вопросы, в отношении которых миссия вашей компании и ваши ценности совпадают. Это поможет вернуться к ведению бизнеса с новыми взглядами относительно его будущего», говорит она.
Перевод Полины Шеноевой