К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Закрытый показ: как предсказать судьбу картины в прокате


«Никто ничего не знает» — так часто говорят в Голливуде о шансах того или иного фильма на успех в прокате. Случается, что картины с большим бюджетом и звездным актерским составом неожиданно проваливаются, нанося студиям серьезный, а иной раз фатальный удар. Книга Кевина Гетца, возглавляющего ведущую исследовательскую фирму в Голливуде, рассказывает, как предварительные закрытые показы помогают фильмам избежать неудач в прокате

«Ла-Ла Ленд» — это мюзикл, но в первоначальной версии первые 12 минут в нем никто не пел и не танцевал. Лишь потом несколько неожиданный музыкальный номер возвещал о том, что «Ла-Ла Ленд» не стандартная романтическая комедия, и аудитория по понятным причинам подумала: «Что это вообще такое?!» Зрители еще долго не могли сконцентрироваться на происходящем на экране.

«Никто ничего не знает» — так часто говорят в Голливуде о шансах того или иного фильма на успех в прокате. Случается, что картины с большим бюджетом и звездным актерским составом неожиданно проваливаются, нанося студиям серьезный, а иной раз фатальный удар. И тем не менее есть способ попытаться пресказать будущее.

«Люди просто не знали, что это за фильм, аудитория не отвергла его. Но они не были готовы к пению. Прошло 12 минут, и вдруг персонажи ни с того ни с сего начали петь», — прокомментировал недоумение публики на закрытом просмотре продюсер ленты Марк Платт. «После этого просмотра мы вернулись и стали думать, как начать фильм по-другому, — вспоминал другой продюсер мюзикла Джордан Горовиц. — У нас уже был отснят музыкальный эпизод «Еще один солнечный день» на участке автострады в Лос-Анджелесе, где актеры танцуют в пробке. Эту сцену не включили в первую версию фильма. Нам казалось, что, хотя номер отличный, он не выглядел частью фильма. Так, скорее выражение настроения... Но потом состоялся показ, и мы поняли, что нужно с него начинать».

 

Книга Кевина Гетца, возглавляющего ведущую исследовательскую фирму в Голливуде, рассказывает, как предварительные закрытые показы помогают фильмам избежать неудач в прокате. «Зрителеведение», как можно было бы перевести название книги, приводит немало примеров ценных озарений у боссов студий после того, как зрители заполняли опросники и давали обратную связь. Они интересны, но сначала стоит познакомиться с тем, как такие просмотры устроены.

Компания Гетца получает заказ на проведение просмотра и рассылает электронные приглашения потенциальным зрителям. Их отклик варьируется в зависимости от описания фильма: легче всего набрать аудиторию для сиквела или известной медиафраншизы. То, как реагируют разные половозрастные группы, часто уже является ранним показателем популярности кино у тех или иных категорий зрителей. Иногда студии заказывают определенную аудиторию, но по умолчанию добровольцев набирают недалеко от Голливуда, а калифорнийский округ Ориндж считается самой репрезентативной выборкой населения. Для привлечения публики на не слишком многообещающие или даже «слепые» (когда из-за секретности людям вообще ничего не сообщают о картине) просмотры в ход идут бесплатные билеты на фильм по выбору или даже наличные. Бывает, что из-за секретности зовут на одно, а показывают другое: например, «Титаник» вместо «Больших ожиданий». Если же хочется меньше утечек, то показ проводят в каком-нибудь далеком от Калифорнии штате. 

 

Сразу после просмотра всех просят заполнить опросник, а с группой примерно из 25 зрителей проводится обсуждение увиденного. Типичная анкета содержит два десятка вопросов, из которых ключевым является «Как вам понравилось кино?». Варианты ответов: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «нормально» и «плохо». За многие годы такой практики исследователи усвоили, что ключевым показателем прокатного потенциала любого коммерческого фильма являются оценки «отлично» и «очень хорошо». Кинозрители, которые оценивают фильм на отлично, обычно его самые ярые сторонники. Они будут рекомендовать картину друзьям и родственникам, создавая сарафанное радио, которое побуждает людей посмотреть кино на второй, третьей и четвертой неделях проката. Но только около половины из тех, кто оценил его «очень хорошо», порекомендуют его другим. Таким образом, различие между этими двумя оценками существенно. Все другие оценки — предвестники провала. Бывают исключения, например «Черный лебедь» (2010), который на скрининге вообще не поняли, но такое случается крайне редко.

Если сотрудники компании и исследователи не сумели понять, что же разочаровало зрителей в ходе просмотра, у них есть шанс получить обратную связь во время обсуждения после сеанса. Тогда зрители сами объяснят им свое недовольство, например, сюжетом или развязкой. Именно по итогам таких обсуждений для будущего хита 1984 года «Свободные» была доснята финальная сцена танцев. Дело в том, что в картине все к ней вело: главные герои решили взорвать сонный городок возмутительными телодвижениями, им ставили палки в колеса, но в итоге разрешили устроить выпускной бал в новом формате. Занавес. Руководство студии посчитало, что, как и в историях про приобретение жилья, нет смысла, показав дверь и ключ в руке героя, затем проводить зрителя по всему дому — картинка хеппи-энда и так сложится у него в голове. Однако зрители «Свободных» посчитали себя обманутыми, и владельцам киностудий пришлось раскошелиться. Катастрофы удалось избежать.

Что еще можно таким образом выявить? Неровности фильма, сбивающие зрителей: логическая нестыковка в сюжете, кажущийся странным диалог или что-то глупое и неправдоподобное. Так, из боевика «Скалолаз» со Сталлоне вырезали каскадерский прыжок, который зрители посчитали абсолютно невозможным в реальной жизни, что испортило им впечатление от фильма (и отразилось на его рейтинге в опросниках). С другой стороны, если с фильмом все отлично, то почти ничто их не отвлечет: на предпросмотре «Титаника» более чем за три часа почти никто не шелохнулся. Лишь один сломя голову рванул в туалет и обратно.

 

Другим фактором успеха фильма, напоминает Гетц, по-прежнему является правильная дата выпуска картины. Ее важность он иллюстрирует примером, когда воодушевленные результатом предпросмотров боссы студии амбициозно передвинули релиз фильма на более ранний срок — в компанию к очевидным лентам-тяжеловесам — и получили провал. Еще один совет Гетца: не убивайте в фильме собаку. Зритель, скрепя сердце, примет ее естественную смерть, не сильно расстроится от гибели героев-людей, но боже упаси от преднамеренного убийства пса. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+