Эффект присутствия: что Россия получила от участия в миссии в Казахстане
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 11 января заявил о завершении миротворческой миссии войск ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности), с 13 января (в течение «не более 10 дней») они уйдут, заявил он на заседании Мажилиса (нижняя палата Парламента Республики Казахстан. — Forbes). Его цитировал «Интерфакс». Сейчас в Казахстане находится 2030 военных из стран ОДКБ, включая Россию.
Операция в Казахстане стала первой миротворческой миссией ОДКБ с 1992 года, когда Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили договор о коллективной безопасности. Он вступил в силу в апреле 1994 года. Договор о создании ОДКБ страны подписали в октябре 2002 года.
Токаев объяснил решение завершить работу коллективных сил ОДКБ тем, что острая фаза контртеррористической операции в Казахстане закончена и «ситуация во всех регионах стабильная».
Токаев обратился за помощью к ОДКБ 5 января после введения режима чрезвычайного положения в стране. Он торопился завершить операцию, поскольку затянувшееся пребывание иностранных войск в Казахстане могло спровоцировать недовольство граждан и окончательную потерю престижа главы государства, говорит Forbes политолог Аркадий Дубнов. «Казахи крайне чувствительны к присутствию такого рода (военного контингента. — Forbes), российских военных в частности», — считает он. Российское руководство воспринимается среди значительной части жителей Казахстана, в первую очередь молодежи, как чуждое независимому развитию страны, добавляет Дубнов. «Токаев — опытный дипломат, и ему сейчас нужна поддержка населения», — подчеркивает эксперт.
«Внешняя угроза»
До операции в Казахстане другие страны-участницы договора также обращались за помощью, но безуспешно. В 2010 году к ОДКБ обратилась Киргизия за поддержкой в подавлении межэтнического конфликта между киргизами и узбеками на юге республики. Но получила отказ — ОДКБ сочла конфликт внутренним делом республики. Аналогично ситуация развивалась в 2021 году, когда исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян попросил о помощи после пересечения военными Азербайджана границ республики. Но тогда ОДКБ также не стала вводить войска.
Почему в этот раз коллективные силы ОДКБ изменили решение? За день до объявления о скором выводе войск Токаев участвовал в онлайн-саммите ОДКБ вместе с руководителями России, Таджикистана, Киргизии, Армении и Белоруссии. От России в нем участвовал президент Владимир Путин, заявивший, что «механизм ОДКБ реально включился». «Возникшая угроза казахстанской государственности вызвана отнюдь не стихийными протестными акциями по поводу цен на топливо, а тем, что ситуацией воспользовались деструктивные внутренние и внешние силы. Те люди, которые выступали за ситуацию на газовом рынке, — это одни люди, и у них одни цели. А те, кто взял в руки оружие и нападал на государство, — это совершенно другие люди. И у них другие цели», — сказал он.
На самом деле одной из причин кризиса в Казахстане стала ситуация двоевластия, считает Дубнов. Экс-президент Нурсултан Назарбаев формально отошел от дел, но получил статус елбасы (в переводе с казахского языка означает «лидер нации», статус закреплен законом РК «О первом президенте Республики Казахстан — Лидере нации») и оставался главой Совета безопасности вплоть до 5 января. Он должен был передать контроль над военно-силовым блоком Токаеву, но этого к моменту протестов не произошло, замечает Дубнов.
Российскому же руководству введение войск дает повод утверждать, что Москва всегда готова «помочь братским народам» и защищать их национальные интересы в первую очередь для демонстрации такой решимости Западу, говорит политолог. «В Москве понимают, что никакого отношения к внешней агрессии ситуация не имеет. Но будет продаваться именно эта версия, в том числе россиянам: мол, посмотрите, к каким последствиям могут привести протесты», — сказал Дубнов.
Выиграла ли Россия?
ОДКБ — асимметричная по членству ассоциация, говорит профессор ВШЭ, главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев. «Есть в ней лишь один сильный участник — Россия, все остальные в зависимой от нее позиции. А единственный хоть как-то сопоставимый участник — Казахстан — сейчас явно ослаблен и уязвим», — говорит эксперт.
В результате операция в Казахстане приведет к усилению не столько роли ОДКБ, сколько роли Москвы на международной арене, отмечает он.
Введение войск и активизация ОДКБ связаны с более активной политикой России в отношении стран-соседей и ее «нащупывании» новых инструментов работы, говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По его словам, в будущем в случае опасности в других странах Центральной Азии отвечать на это будет именно Москва, в том числе используя возможности ОДКБ.
Что дальше
Министр обороны России Сергей Шойгу заявил 11 января, что коллективные силы ОДКБ завершат работу в Казахстане после полной стабилизации обстановки в стране: «Выполнение задач коллективными миротворческими силами будет осуществляться до полной стабилизации обстановки в Республике Казахстан, естественно, по решению руководства Республики Казахстан».
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков 11 января на вопрос о том, не является ли поспешным решение о выводе войск, ответил, что необходимость присутствия сил ОДКБ в Казахстане полностью находится в сфере ведения этой страны. «Это их анализ, и мы не имеем права в него вмешиваться», — сказал он во время традиционного онлайн-брифинга для журналистов.
«Никаких оснований задерживаться у сил ОДКБ нет», — говорит Лукьянов. Но это не значит, что Россия не решит на уровне межгосударственных договоренностей оставить своих военных в качестве «долгосрочного гаранта и стабильности», рассуждает он.
Казахстан для России — это стратегически важное государство, и военное присутствие позволило бы сохранить статус-кво политике, при которой русскоязычному населению обеспечена безопасность, добавляет Лукьянов.
Сейчас перед странами-участницами ОДКБ стоит задача определить дальнейшие цели, считает Казанцев, — в стране остаются мощные криминальные группировки. «Является ли их устранение задачей ОДКБ или это внутренние проблемы Казахстана? Если организация позднее возьмет на себя еще и борьбу с подпольем, то это миссия пусть и в сильно ограниченном составе на много лет», — рассуждает он.