Ловушка для тандема: как протесты в Казахстане показали слабость власти
Взрывоопасное решение
Первопричиной народного недовольства стало повышение цен на автомобильный газ с 1 января 2022 года с 60 до 120 тенге (примерно с 10,2 рублей до 20,5 рублей за литр) из-за перехода на биржевую торговлю газом. Уже 2 января в одном из западных регионов Казахстана — Мангистауской области, начались стихийные акции протеста, которые к 4 января вылились в массовые и хорошо организованные митинги не только в столице региона Актау, но и во многих других крупных городах республики. К 5 января самые масштабные акции протеста наблюдались в Актау и в «южной столице» Алма-Аты, многочисленные митинги отмечены в других крупных городах —Шымкенте, Караганде, Актобе.
Правительство Казахстана достаточно оперативно отреагировало на общественное недовольство, спешно отменив повышение цен на газ. Но это решение практически не повлияло на настрой протестующих и не снизило их активность. Скорее наоборот, столь быстрый откат назад подстегнул протестующих к еще большим требованиям, список которых начал стремительно расти, а география и массовость протестов расширяться. Запросы протестующих очень быстро вышли за рамки сугубо экономической повестки и перешли в плоскость политических требований вплоть до отставки правительства.
Попытки начать диалог с протестующими не принесли пока каких-либо видимых результатов. Заметно, что казахстанская власть находится в растерянности, не понимает с кем и как нужно разговаривать в складывающихся условиях. Использование мягкого силового варианта для снижения протестной активности на улицах также не принесло результатов. Действия правоохранительных органов по ограничению доступа к общественным местам, перекрытию центральных городских улиц и площадей привели к еще более высокой активности и координации митингующих. Ограничения работы мобильной связи и интернета также не дали видимого эффекта, а только добавили решительности улице. Масштаб столкновений полиции и протестующих, прежде всего в Алматы, показывает решимость несогласных идти в своих требованиях до конца, вплоть до силового противостояния правоохранительным органам.
В ответ на многотысячные народные протесты и стычки с правоохранительными органами президент Токаев своим указом ввел режим чрезвычайного положения в городе Алма-Аты и Мангистауской области с 5 по 19 января 2022 года. Режим подразумевает установление комендантского часа с 23.00 до 7.00, ограничение въезда и выезда в эти города, жесткий паспортный контроль, запрет на проведение любых массовых мероприятий. 5 января чрезвычайное положение было введено и в столице страны Нур-Султане. Помогут ли подобные крайние меры остановить растущую протестную волну, покажут ближайшие несколько дней.
Назарбаев и президент
Очевидно, что повышение цен на газ, но котором работает примерно 8% автопарка Казахстана, стало лишь поводом для массовых выступлений, выявив огромный скрытый протестный потенциал в казахстанском обществе. Власти республики, как и в случае с массовыми антикитайскими протестами в 2016 году, пошли на непопулярное решение не просчитав возможную реакцию людей.
Мангистауская область в очередной раз показала свою крайнюю взрывоопасность и оппозиционность центру. Именно здесь во втором по значимости городе региона Жанаозене, в 2011 году трудовой спор нефтяников с руководством компании привел к массовым акциям протеста и многочисленным жертвам столкновения протестующих с полицией.
Руководство Казахстана оказалось сейчас в сложнейшей ситуации. Самым позитивным сценарием разрешения кризисной ситуации мог бы стать компромисс между улицей и властями и постепенное снижение протестной активности. Но учитывая масштаб, географию и радикальные политические требования митингующих, а также рост числа сторонников протеста, найти эту точку равновесия властям будет очень непросто.
Усугубляет положение дел и непростая политическая ситуация. Несмотря на то, что первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заметно снизил свою публичную активность в последние месяцы и заявил о готовности передать своему преемнику пост руководителя правительственной партии «Нур Отан», он все равно остается главой Совета безопасности и самым влиятельным политиком страны. На этом фоне действующий президент Токаев имеет достаточно ограниченный властный ресурс и дефицит поддержки среди политического истеблишмента для серьезных реформ, которые могли бы перезагрузить политическую ситуацию и снизить накал протестов.
Пока президент воспользовался кризисной ситуацией для усиления своего влияния. За счет отставки протеже Назарбаева премьер-министра Аскара Мамина и госсекретаря Крымбека Кушербаева казахстанский лидер продвинул своих сторонников на ведущие посты. Так, и.о. главы кабинета министров был назначен вице-премьер Алихан Смаилов, а государственным секретарем стал помощник президента Ерлан Карин. Вот только вряд ли эти кадровые изменения в правительстве Казахстана успокоят митингующих.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора