Эксперты оценили неравенство шансов российских школьников на обучение в вузах
Система высшего образования в России вынужденно воспроизводит социальное неравенство, пришли к выводу эксперты НИУ ВШЭ. В университетах учится лишь 0,2% школьников из деревень и поселков городского типа. От поступления детей в вузы из-за высокой стоимости высшего образования, в том числе затрат на содержание студента, готовы отказаться 35% российских семей
Затраты на высшее образование стали главной причиной отказа от обучения детей в вузах — эту причину назвали 35% опрошенных экспертами Высшей школы экономики (ВШЭ), пишут «Ведомости». Расходы на обучение и на содержание студента во время него становятся непреодолимым препятствием для выходцев из небольших населенных пунктов.
Опрос охватил 622 семьи со старшеклассниками и 32 575 студентов из 80 регионов России. Среди других оснований для отказа от учебы в вузах респонденты назвали отсутствие и малое количество бюджетных мест — 17% респондентов, низкий уровень знаний у детей — 13%, необходимость как можно скорее начать зарабатывать — 11% и недостаточный интерес к учебе — 11%. 7% опрошенных указали на дальность нахождения вузов, 4% — на отсутствие необходимости высшего образования в жизни, 2% — на болезнь или слабое здоровье, 1% — на необходимость остаться дома и заботиться о родственниках.
По данным исследования ВШЭ, более 80% родителей желают, чтобы дети получили образование, в том числе и высшее. Однако планы у семей с низким образовательным уровнем и уровнем доходов, отмечают исследователи, менее амбициозны, чем планы более образованных и богатых семей.
Так, 8% семей с низкими доходами хотели бы, чтобы дети получили хотя бы общее или среднее профессиональное образование, 60% — высшее образование в любом вузе, 25% — высшее образование в одном из лучших вузов страны, 4% — высшее в зарубежном вузе и 3% — ученую степень. В семьях с высоким доходом 5% заявили о среднем образовании, об учебе в любом вузе или в одном из лучших университетов — по 41%, о высшем образовании за границей или ученой степени — по 6%.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Алексей Тищенко отметил, что школьники в последние годы поменяли «образовательную траекторию» и стремятся получить среднее профессиональное образование. По словам Тищенко, это происходит по ряду причин, в их числе — уменьшение шансов поступления на бюджет, сокращение средств на подготовку, снижение престижа высшего образования и сокращение сроков, которые нужны для выхода на рынок труда.
В исследовании ВШЭ отмечается, что поступление в вуз влечет за собой затраты на содержание студента во время обучения, а для выходцев из небольших населенных пунктов финансовый барьер «практически непреодолим». По данным опроса, 13,9% студентов окончили школу в Москве и Санкт-Петербурге, 19,9% — в городах с населением более 1 млн человек, 24,8% — в городах, где проживают от 500 000 до 1 млн человек, 5,8% — в городах, где менее 100 000 жителей, и всего 0,2% — в деревнях и поселках городского типа.