К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хрупкая коалиция: каким получилось новое правительство Германии

Кристиан Линднер (слева), назначенный федеральным министром финансов, Олаф Шольц (в центре), назначенный федеральным канцлером, и Роберт Хабек (справа), назначенный федеральным министром по делам климата, энергетики и экономики на пресс-конференции (Фото Bernd Von Jutrczenka / dpa / ТАСС)
Кристиан Линднер (слева), назначенный федеральным министром финансов, Олаф Шольц (в центре), назначенный федеральным канцлером, и Роберт Хабек (справа), назначенный федеральным министром по делам климата, энергетики и экономики на пресс-конференции (Фото Bernd Von Jutrczenka / dpa / ТАСС)
8 декабря бундестаг утвердил социал-демократа Олафа Шольца на посту канцлера Германии. Он возглавляет «красно-желто-зеленую» коалицию, участникам которой было очень сложно договориться о проведении единой политики. Внутренние конфликты и непопулярные меры по борьбе с пандемией станут главными испытаниями на прочность для нового правительства, считает старший научный сотрудник ИНИОН РАН Светлана Погорельская

При чтении коалиционного договора, который должен стать основой программы нового правительства, сразу возникает вопрос: продержится ли оно положенный до новых выборов четырехлетний срок? Не будучи результатом убедительного преимущества одной из партий на выборах, оно сложилось в условиях минимального консенсуса. Если бы христианские демократы, набравшие лишь на пару процентов меньше социал-демократов, не погрузились во внутрипартийные разборки после ухода Ангелы Меркель, они могли бы сформировать сейчас правительство с тем же успехом. 

Политика ценностей

Успех нового кабинета будет зависеть от того, насколько слаженно основной участник «светофорной» коалиции, Социал-демократическая партия Германии, будет работать с младшими партнерами — либеральной Свободной демократической партией (СвДП) и «Зелеными». Их можно назвать партиями социальных ниш, они сильно завязаны на своего избирателя и отдают приоритет реализации его интересов.  Но если СвДП, старая партия с опытом работы в правительстве, умеет в решающих вопросах подчинить партийные интересы общегерманским, то у «Зеленых» с этим проблема. Начав свой путь как «антипартийная партия» — по выражению одной из основательниц Петры Келли, они со временем вросли в институты власти,  расставшись с важными характеристиками (например, пацифизмом), но сохранив боевые навыки.

«Зеленые» необычайно напористы в реализации того, что они сами считают прогрессивным, а сегодня это, с их точки зрения, трансатлантизм, гендерная и климатическая повестки. Либералы, давшие Германии немало квалифицированных дипломатов и надеявшиеся получить Министерство иностранных дел, противились включению в договор «зеленой» формулировки «феминистская внешняя политика» — но она все же появилась, причем на английском «Feminist Foreign Policy». Реализовывать ее будет сопредседатель
«Зеленых» и новый глава МИД Анналена Бербок. В коалиционном соглашении говорится о необходимости «укрепления прав, ресурсов и представительства женщин и девушек во всем мире» и борьбе за назначения женщин на высшие посты во внешней политике. Как это будет проявляться в конкретных внешнеполитических шагах, пока неясно.

 

Прагматичная политика эры Меркель меняется на «политику ценностей» и амбициозных проектов, в том числе связанных с ЕС. Новое правительство хочет, чтобы политика Германии служила образцом для партнеров по Евросоюзу, будь то борьба с глобальным потеплением, военный бюджет или европейское строительство. В договоре говорится о стремлении создать «единое федеральное государство Европы». Но тут можно вспомнить Конституцию ЕС, подписанную в 2004 году, однако не получившую поддержку всех стран союза и так и не вступившую в силу,  — эта история показала, что стремление к европейскому единству не стоит преувеличивать. 

 Ключевая «ценность» «зеленой» внешней политики — партнерство с США. Так, свои отношения с Китаем Германия теперь будет «более тесно» согласовывать с Вашингтоном, чтобы «избежать стратегической зависимости». Ценностный подход новому МИД хотелось бы реализовать и в отношениях с Россией. Вице-канцлером и министром экономики стал еще один лидер «Зеленых» Роберт Хабек, известный противник «Северного потока — 2», считающий его антиукраинским проектом, вредящим Восточной Европе и усиливающим зависимость ЕС от России. Не отказываясь формально от СП-2 и не вмешиваясь в процесс запуска газопровода, коалиционное соглашение устанавливает, что энергетические проекты в Германии подчинены нормативам ЕС, — это не сулит газопроводу спокойной работы, именно со ссылкой на несоответствие проекта европейским нормам тормозилось строительство СП-2. 

 

Конфликты и противовесы

Передача МИД в «зеленые» руки могла бы означать если не кризис в отношениях с Россией и Китаем, то, по крайней мере, довольно напряженный период. Однако внешнюю политику государства в итоге определяет канцлер. Во времена Герхарда Шредера неприязнь к Москве «зеленого» министра иностранных дел Йошки Фишера не мешала развитию российско-германских отношений. Шольц, бесспорно, реалист и прагматик.  Поэтому если «политика ценностей» обернется ущербом реальным немецким интересам, красный цвет «светофора» действительно будет означать «стоп». Ответственность канцлера  подавит амбиции младшего партнера.

«Желтому» сигналу обычно отводится меньше времени, но зато в этом светофоре он светит ярко. Либералы получили всего четыре министерства — финансов, транспорта, юстиции и образования, но контроль над финансовым и транспортным ведомствами позволяет им, в случае необходимости,  притормозить те или иные проекты. Например, подорожание дизельного топлива из-за отмены налоговых льгот, согласованное в договоре по настоянию «Зеленых», новый министр транспорта Фолькер Виссинг пообещал компенсировать владельцам, снизив налоги на автомобили. «Хорошо, что «светофор» продолжает мою работу», — одобрил его бывший министр транспорта, консерватор Андреас Шойнер.  Пока оба министерства в либеральных руках, финансирование «зеленых» амбиций будет сдержанным.  По данным опросов, граждане пока что считают именно СвДП победительницей в переговорах о создании коалиции, а «Зеленых» — скорее проигравшими. 

У «Зеленых» не исключены и внутрипартийные конфликты. Например, их главная повестка — борьба с глобальным потеплением с помощью инновационных технологий (в том числе ветряков) — по ходу реализации сталкивается с другой исконно зеленой темой — защитой биоразнообразия и исчезающих видов. Ряд экологов считает, что ветровые электростанции приводят к гибели перелетных птиц.

 

Есть в договоре и несколько спорных пунктов, попытки реализации которых наверняка вызовут острые дискуссии. Например, чтобы помочь ЛГБТ-сообществам воспитывать детей, коалиционный договор предлагает ввести понятие «сообществ взаимной ответственности из нескольких человек», не учитывая, что под этой формулировкой при желании могут легализоваться и запрещенные ныне в Германии мусульманские гаремы. А предложение принимать на веру заявления не имеющих документов беженцев о возрасте и происхождении может открыть путь для злоупотреблений правом на убежище. 

Сначала вирус

Конечно, главной задачей коалиции и первым ее испытанием на прочность в ближайшее время станет борьба с пандемией. Назначение министром здравоохранения эпидемиолога Карла Лаутербаха, эксперта по коронавирусу, обещает компетентную политику. «Со мной никаких сокращений в сфере здравоохранения не будет», — заявляет он. Олаф Шольц — сторонник ужесточения ограничений, в ближайшее время бундестагу предстоит решать вопрос о введении обязательной вакцинации от коронавируса.  Мера не слишком популярная — в Германии снова и снова, несмотря на активную пропаганду вакцинации, проходят акции противников карантинных мер. 

Удастся ли хрупкой коалиции сработаться в кризисных условиях или же «светофор» погаснет, не успев толком разгореться, покажут уже первые полгода работы нового правительства. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+