Права закодированных: как из-за вакцинации мир расширяет контроль над гражданами
С середины ноября в Государственной думе обсуждаются два законопроекта, один из которых требует от пассажиров предъявлять QR-код для поездки на поезде или самолете, а другой разрешает региональным властям вводить обязательное требование кода для доступа в общественные места. QR-код должен удостоверять, что человек переболел COVID-19, вакцинирован или у него есть медотвод от прививки. Без кода граждане не смогут пользоваться железнодорожным и авиасообщением и посещать общественные места, список которых будут определять власти каждого региона.
Идея использовать QR-коды для контроля за распространением COVID-19 не нова. Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) проанализировал опыт разных стран, чтобы ответить на вопрос, какие подходы к использованию этой технологии существуют и насколько они похожи на то, что предлагается у нас. Зарубежный опыт дает возможность увидеть, какие сложности возникают при использовании этого инструмента, и предсказать, с какими проблемами могут столкнуться граждане и власти при использовании QR-кодов в России.
Доступность кода
В первую очередь нужно отметить, что QR-коды не всегда применяют для проверки и подтверждения права на вход в то или иное место. Например, в Австралии и Новой Зеландии люди просто фиксируют факт посещения различных заведений, считывая размещенные в них QR-коды при помощи мобильного приложения. Собранная таким образом информация помогает выявить тех, кто контактировал с больными, в том числе — еще до появления симптомов.
В странах, где при помощи QR-кодов проверяют право на посещение публичных мест, могут существенно различаться категории тех, кому вход запрещен. Например, в Казахстане запрет действует только для граждан, получивших положительный тест на COVID-19 (в течение определенного времени после тестирования), и частично ограничен для контактирующих с заболевшими. Остальные перемещаются свободно.
В Сингапуре с октября 2021 года доступ в кинотеатры, торговые центры и рестораны разрешен только вакцинированным. В Китае так называемые коды здоровья генерируются на основании автоматизированного анализа совокупности данных, в которые входят не только сведения о вакцинации и результатах тестирования, но также информация о перемещениях и покупках. Предполагается, что таким образом доступ в общественные места будет закрыт тем, чья болезнь или контакт с больным не были зарегистрированы системой здравоохранения.
Какой из этих подходов эффективнее для ограничения распространения COVID-19 — вопрос открытый. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) считает полезным применение цифровых технологий для отслеживания контактов заразившихся, однако предлагает делать это на добровольных началах. При этом организация безусловно рекомендует изолировать больных и контактирующих с ними, но снимать санитарные ограничения с вакцинированных считает допустимым с оговорками — не стоит этого делать при низком уровне вакцинации, во время вспышек заболеваемости или при распространении новых штаммов. Ограничения также рекомендуется снимать с переболевших, а для остальных сохранять возможность посещать общественные места при наличии отрицательного теста. Российский подход лишь частично в русле этих рекомендаций — переболевших ограничивать не будут, но отрицательный ПЦР права на QR-код не дает.
Права закодированных
Вне зависимости от того, как именно QR-коды используются для контроля за распространением COVID-19, одна из основных возникающих при этом проблем — отсутствие смартфонов у части населения и неумение пользоваться порталами государственных услуг и прочими цифровыми инструментами, с которыми сопряжена система QR-кодов. Таким гражданам предлагают альтернативные способы проверки статуса. Например, в Казахстане сотрудники, стоящие на входе в ресторан или торговый центр, могут вбить в программу идентификационный номер из удостоверения личности и получить ответ о возможности доступа. Российский законопроект предлагает решать эту проблему, предоставляя гражданину QR-код на бумажном носителе. Однако пока неясно — насколько сложна будет процедура получения этого документа и сколько времени она потребует.
Еще одна проблема связана с аккуратностью и своевременностью обновления баз медицинской информации, на основании которых генерируется QR-код. В Сингапуре пользователи жаловались, что после окончания изоляции по болезни у них еще долго мог сохраняться статус больного, а значит, и запрет посещать общественные места. Эта проблема может возникнуть и у нас, если не будут приняты специальные организационные и технические меры для ее предотвращения.
Использование QR-кодов предполагает сбор и фиксацию информации о человеке и его перемещениях. Во многих странах граждане высказывают опасения, что она может использоваться ненадлежащим образом. В частности, в Сингапуре и в Австралии были случаи использования собранной информации о передвижении людей для полицейских расследований. Такие грубые нарушения приватности подрывают доверие общества. Чтобы граждане не избегали использования QR-кодов, нужны специальные гарантии. Российские законопроекты, к сожалению, не дают четкого ответа на вопрос, какие данные будут собираться при проверке QR-кодов, как эти данные будут защищаться и когда уничтожаться.
Наконец, многое будет зависеть от готовности соблюдать новые правила. Контроль QR-кодов на входе в общественные места требует усилий и времени. Это влечет расходы и создает существенные неудобства, поэтому люди находят разные способы избежать проверок. Например, в Казахстане, несмотря на санкции за недостаточную тщательность проверок, магазины и различные сервисы вступили в своего рода сговор с клиентами, подсказывая им, где и как можно избежать проверок. Есть ненулевой риск, что после введения обязательных QR-кодов то же самое произойдет и в России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора