Индекс Financial Times, отслеживающий стоимость типичного завтрака, поднялся до максимума за последние десять лет. Цена кофе, молока, овсяных хлопьев и других продуктов растет из-за засух, неурожая и дефицита энергоносителей. Эксперты не ждут изменений еще как минимум год
Индекс завтрака Financial Times, отслеживающий стоимость продуктов, которые входят в стандартный завтрак, поднялся до максимального значения за последние 10 лет, сообщает издание.
По его данным, с 2019 года фьючерсные цены на кофе, молоко, сахар, пшеницу, овес и апельсиновый сок, выросли в среднем на 63%, а с лета 2021 года подорожание продуктов только ускорилось.
Базовые продукты питания дорожают из-за резкого роста спроса на фоне восстановления экономик после пандемии и ограниченного предложения, вызванного рядом факторов, отметил в разговоре с FT аналитик Gro Intelligence Уилл Оснато. «Общий мировой спрос оказался выше, чем все ожидали», — подчеркнул эксперт.
Проблемы с производством продукции объясняются, в том числе, неблагоприятными погодными условиями, пишет FT. Фьючерсные цены на пшеницу выросли на 20% c начала года после того, как Россия, Северная Америка и Аргентина пострадали от засухи, а европейские производители — от обильных дождей. Последний раз цена пшеницы поднималась до такого уровня после засухи 2012 года в США, отмечает издание.
В свою очередь, засуха в Бразилии, крупном производителе и экспортере сахара и кофе, ударила по стоимости обоих этих товаров. С начала года сахар подорожал на 26%, а кофе — на 56%, пишет FT. Сказалась на ценах и стоимость удобрений, для производства которых необходим существенно подорожавший природный газ. Многие производители были вынуждены остановить заводы из-за нехватки энергоносителей, добавляет газета.
При этом даже в случае, если удача принесет фермерам исключительные погодные условия и небывалый урожай в 2022 году, этого не хватит, чтобы восполнить дефицит продовольствия и вернуть цены до прежнего уровня, отмечают опрошенные изданием аналитики. «Высокие цены сохранятся еще как минимум год», — заявил руководитель отдела исследований рынка сельскохозяйственных товаров Rabobank Карлос Мера. По оценке Уилла Оснато, на то, чтобы решить проблему с дефицитом предложения, понадобится даже больше года.