К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему попадание в рейтинги может ничего не говорить о репутации

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Рейтинги очень полезны, когда надо быстро разобраться в новом предмете. Главное, как считает ректор РЭШ Рубен Ениколопов — понимать всю ограниченность этого инструмента, не становясь его заложником

В последнее время в России наблюдается бум всевозможных рейтингов. Практически на каждое хайповое прилагательное имеется свой собственный рейтинг — от «инновационного» до «зеленого». Проблема в том, что все они, как правило, являются формальными заменителями практически отсутствующей репутации в соответствующей области.

Белый шум

Если вам надо решить, в какой университет отправить вашего ребенка или стоит ли инвестировать в ту или иную страну или фирму, о которой вы толком и не слышали, то быстрый взгляд на соответствующие рейтинги поможет понять, имеет смысл рассматривать данную опцию или нет. Но для принятия любых серьезных решений изучение рейтингов является лишь первым и очень приблизительным шагом. За ним должен следовать детальный анализ реальных данных и, что самое важное, репутации, которая стоит за всеми формальными цифрами и показателями рейтинга.

Ключевые проблемы, связанные с рейтингами, очень похожи на проблемы, связанные с использованием формальных KPI для оценки сотрудников. Во-первых, вам надо оцифровать зачастую плохо измеримые результаты: где, например, найти градусник для измерения «социальной ответственности бизнеса»? Во-вторых, приходится сводить к одной или нескольким цифрам абсолютно разные и трудно сравнимые показатели: на сколько именно надо увеличить количество публикаций университета, чтобы компенсировать более низкие зарплаты выпускников?

 

Эти проблемы приводят к тому, что даже такие важные индексы, как ESG-рейтинг международных компаний, на основании которых многие крупнейшие инвестиционные фонды принимают решения о вложениях в те или иные активы, на поверку оказываются если не белым шумом, то как минимум крайне ненадежным источником информации.

Как показывает исследование ученых из Массачусетского технологического института и Университета Цюриха, для одних и тех же фирм можно найти рейтинги, в которых они оказываются в числе лидеров по соответствующему направлению, и рейтинги, в которых они будут в числе основных «злодеев».

 

Кривое зеркало

Но, пожалуй, самой важной проблемой является то, что привязка к формальным показателям практически неизбежно провоцирует манипуляции. Несколько недавних скандалов хорошо проиллюстрировали это обстоятельство.

Всемирный банк опубликовал расследование, которое показало, что в рейтинге Doing Business положение нескольких стран было изменено под давлением руководства организации. А Кембриджский университет потерпел унизительное поражение в международном рейтинге Times Higher Education, про­играв по показателю цитируемости Донскому государственному техническому университету, во многом обеспеченному публикациями в «мусорных» журналах, берущих статьи за умеренную плату вне зависимости от их научного вклада.

В подобных манипуляциях нет ничего удивительного, когда на кону стоят большие деньги, напрямую связанные с положением в рейтингах. Для Всемирного банка было крайне важно добиться увеличения финансирования со стороны Китая, который, так же как и Россия, очень ревностно следил, чтобы как минимум на бумаге условия работы частного бизнеса в КНР выглядели безоблачными.

 

Для государственных вузов России формальное продвижение в международных рейтингах напрямую связано с существенными бюджетными вливаниями. Неудивительно, что российские вузы стали частными клиентами компании QS, которая предлагает платные консультации относительно того, как продвинуться в составляемом этой же компанией рейтинге университетов. И как показывает исследование Игоря Чирикова из Калифорнийского университета в Беркли, по счастливой случайности именно частные клиенты этой компании счастливо продвигались вверх по рейтингу, несмотря на отсутствие значимых изменений по альтернативным метрикам их качества.

Насколько распространена манипуляция рейтингами, во многом зависит и от того, какие последствия имеет раскрытие подобных практик. Так, Всемирный банк объявил о прекращении публикации рейтинга Doing Business, и кресло под главой МВФ и бывшим вице-президентом Всемирного банка Кристалиной Георгиевой серьезно закачалось. А Донской государственный технический университет заслужил поощрение в виде включения в список университетов, поддерживаемых новой программой «Приоритет-2030», его ректор торжественно получил награду «Ректор года — 2021». Его карьерные успехи разительно отличаются от судьбы декана американской бизнес-школы Университета Темпл, на которого заведено уголовное дело за предоставление недостоверной информации рейтинговому агентству, позволявшее его школе в течение четырех лет занимать первую строчку рейтинга онлайн-программ МВА.

Когда репутация не является важным параметром, а рейтинги напрямую связаны с денежными стимулами, то продвижение в них становится самоцелью, и мы рано или поздно оказываемся в ситуации, когда изрисованные шашечками такси стоят со сломанными двигателями. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+