Сотрудничество без развития: почему не получается взаимодействие России и ОЭСР
Мозговой центр
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в этом году отмечает 60 лет со дня основания — сформировавшись как клуб развитых экономик, в 1990-е организация стала более открытой и пополнилась некоторыми развивающимися странами, такими как Мексика и Чили. Присоединение к ней требует соответствия ключевым экономическим индикаторам, а также определенного уровня развития институтов. Можно сказать, что членство в ОЭСР повышает международный статус государства.
ОЭСР еще называют международным «мозговым центром»: значительную часть деятельности организации занимает изучение государственной политики, обобщение лучших практик и выработка рекомендаций в самых разных сферах от промышленности до образования. Стандарты организации доступны для всех стран.
Москва получила официальное приглашение присоединиться к организации в 2007 году, активные переговоры начались в 2012-м, после вступления России в ВТО. Даже заморозка процесса в 2014 году не мешает России сотрудничать с ОЭСР в сфере стандартов: внедряя те, которые помогают развиваться и участвуя в выработке новых. Можно, не будучи членом ОЭСР, работать в рамках отдельных комитетов в качестве приглашенных участников. Россия так и поступает.
Премьер Михаил Мишустин вспоминал, как на протяжении 18 лет ФНС взаимодействовала с организацией в ходе внедрения цифровых технологий в российскую налоговую систему. Сейчас есть планы использовать модель ОЭСР для введения налога для иностранных IT-компаний.
В 2019 году Минэкономразвития предлагало включить в российские нацпроекты показатели проекта ОЭСР «Инициативы лучшей жизни». В его рамках эксперты организации исследуют качество жизни в разных странах не по формальным показателям, вроде привычного ВВП, а на основе легко измеримых и понятных индикаторов, явно влияющих на жизнь людей (доходы домохозяйств, разница в зарплате между мужчинами и женщинами, ожидаемая продолжительность жизни и т.д.). Внедрение опыта ОЭСР иногда происходит и опосредованно: например, принципы развития искусственного интеллекта, утвержденные на уровне G20 в 2019 году и поддержанные Россией, основаны на аналогичных разработках ОЭСР.
В 2020 году, вскоре после своего назначения главой правительства, Мишустин дал поручение активизировать контакты с ОЭСР. Однако, как показывает анализ соответствующих планов правительства, поручение было выполнено во многом формально.
План высокой неопределенности
Мы проанализированы два документа со списком задач для госорганов: действующий план взаимодействия с ОЭСР, принятый на 2021-2022 годах, и аналогичный план на 2019-2020 годы.
С одной стороны, действующий план показывает широту связей России с ОЭСР: российские чиновники сотрудничают с 46-ю рабочими органами организации. По сравнению с предыдущим периодом к плану добавились три: Комитет по обзорам экономического положения и развития, Комитет по содействию развитию и Международный транспортный форум. В плане увеличилось общее количество задач, например, в части взаимодействия с Комитетом по государственному управлению.
Но с другой стороны, более внимательное сравнение двух планов показывает, что значительного изменения российской политики не произошло. Новый план почти на 40% повторяет предыдущий, что говорит об отсутствии существенного прогресса в сближении с ОЭСР.
Есть и неопределенность в целях, далеко не все из более чем ста поставленных задач предполагают достижение конкретного результата. Только 9% задач непосредственно направлены на внедрение в России стандартов ОЭСР или реализацию совместных проектов. Около половины задач связаны с обменом данными с органами ОЭСР и подготовкой предложений по использование опыта организации в разных сферах. 39% задач описывают регулярную деятельность российских ведомств, например участие экспертов в мероприятиях ОЭСР или аналитическую работу.
На примере сотрудничества с четырьмя комитетами ОЭСР, которые, по оценке ЦПУР, могли бы способствовать развитию качества российских государственных институтов: по госуправлению, по цифровой экономике, по статистике и по содействию развитию — видно, что в плане не ставится цель получения Россией хотя бы статуса ассоциированного члена в этих структурах. Документ ориентирован скорее на поддержание контактов, а не на заимствование лучших практик организации.
Российские интересы
Перспективы присоединения к ОЭСР в обозримом будущем нет. Видимо, поэтому план взаимодействия с организацией содержит так мало конкретики. Однако, вместо того, чтобы формально поддерживать отношения с ОЭСР, Россия могла бы использовать эти контакты для решения собственных задач. Для этого в планировании надо четче учитывать национальные приоритеты. ОЭСР обладает компетенциями во многих областях, которые сегодня актуальны для России. Например, взаимодействие с организацией могло бы быть полезно в рамках разработки национального Кодекса этики искусственного интеллекта или госпрограммы «Содействие международному развитию» — двух документов, которые правительство готовится принять до конца года.
Такой подход потребует от правительства сформулировать более конкретные задачи по сотрудничеству с ОЭСР и установить измеримые индикаторы их достижения. Стоит усилить экспертную поддержку госорганов по оценке эффективности и применимости к российским условиям стандартов ОЭСР. Наконец, взаимодействие с организацией должно стать более открытым — было бы правильно размещать в открытом доступе документы, связанные с этим процессом и обсуждать необходимость внедрения тех или иных стандартов с бизнесом и общественными организациями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов