Байден настаивал на объединении афганских политиков для сопротивления террористам
Джо Байден почти за три недели до смены власти в Кабуле беседовал с главой Афганистана и настаивал на необходимости смены военной стратегии для противостояния боевикам. Стенограмму этого разговора получило агентство Reuters
Президент США Джо Байден за три недели до захвата Кабула талибами («Талибан», запрещенная в России террористическая организация) около четырнадцати минут беседовал с президентом Афганистана Ашрафом Гани по телефону. Байден настаивал на том, чтобы Гани изменил восприятие в мире происходящего в Афганистане и подготовил план противостояния террористам, который смогут поддержать как афганские, так и американские политики, передает Reuters со ссылкой на стенограмму этого разговора.
Беседа между лидерами двух стран состоялась 23 июля, агентство получило ее запись и расшифровку на условиях анонимности источника. В ходе телефонного разговора Байден предложил Гани помощь, если тот сможет публично заявить, что у него есть план по контролю над обострившейся ситуацией в Афганистане. «Мы продолжим оказывать поддержку с воздуха, если будем знать, в чем заключается план», — говорил Байден.
За несколько дней до этой беседы США нанесли авиаудары в поддержку афганских сил безопасности. Талибы тогда заявили, что удары были нарушением Дохинского мирного соглашения (с американской стороны его заключал экс-президент Дональд Трамп). Байден посоветовал Гани заручиться поддержкой влиятельных афганцев для дальнейшей военной стратегии, а затем поставить «воина» во главе усилий по противостоянию боевикам, приведя в пример министра обороны Афганистана — генерала Бисмилла Хана Мохаммади.
Байден в разговоре высоко оценил афганские вооруженные силы, которые обучались и финансировались США. «У вас 300 000 хорошо вооруженных бойцов против 70 000-80 000 [террористов], и они явно способны хорошо сражаться», — сказал президент США афганскому коллеге. Через несколько дней после этого разговора афганские военные начали сворачивать свои действия в центрах провинций страны, практически не вступая в сражения с боевиками.
Большую часть разговора Байден посвятил проблеме «восприятия» афганского правительства в стране и мире. «Мне нет необходимости говорить вам, что во всем мире и в некоторых частях Афганистана, я полагаю, сложилось мнение, что дела в плане борьбы с талибами идут не очень хорошо», — сказал американский президент. По его словам, назрела необходимость продемонстрировать другую картину. Байден предложил Гани провести совместную пресс-конференцию ведущих политиков Афганистана о новой военной стратегии. «Мы будем продолжать упорно бороться, дипломатически, политически, экономически, чтобы ваше правительство не только выжило, но сохранилось и росло», — добавил глава США.
Гани сказал Байдену, что мир в Афганистане может быть достигнут при сбалансированном военном решении, но действовать надо как можно быстрее. «Мы сталкиваемся с полномасштабным вторжением при полном пакистанском планировании и материально-технической поддержке. По меньшей мере 10 000-15 000 международных террористов, в основном — пакистанцев, вовлечены в это», — сказал Гани. Афганские чиновники и американские эксперты последовательно указывали на поддержку Пакистаном талибов, как на ключ к возрождению этой группировки. Посольство Пакистана в Вашингтоне отвергло эти обвинения.
Байден в разговоре также попросил включить бывшего президента Афганистана Хамида Карзая в предложенную к проведению пресс-конференцию, однако Гани не одобрил эту идею. Он сообщил, что встречался с Карзаем несколько месяцев назад, но тот «проклинал меня и обвинял в том, что я — лакей США». Связаться с Карзаем для комментариев агентству не удалось.
Советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан, председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли и глава Центрального командования ВС США Фрэнк Маккензи поговорили с Гани в тот же день, 23 июля. В этом разговоре центральное место снова заняла тема международного восприятия событий в Афганистане. Собеседники афганского президента говорили, что нужно заменить рассказы о победах талибов на информацию о действиях против них.