МАГАТЭ узнало о возможном возобновлении производства плутония в КНДР
Северная Корея, возможно, перезапустила свой реактор по производству плутония в Йонбене. Это позволит стране нарастить ядерный арсенал, заявили эксперты
Северная Корея с июля, возможно, возобновила работу своего реактора по производству плутония в Йонбене. О признаках возобновления его работы сообщило Международного агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), пишет The Wall Street Journal со ссылкой на ежегодный отчет о ядерной деятельности КНДР.
Такое развитие событий представляет собой новый вызов внешнеполитической повестке президента Джо Байдена наряду с опасным выводом войск США из Афганистана и зашедшими в тупик переговорами о восстановлении соглашения 2015 года по ядерной программе Ирана, отмечает газета.
«С начала июля появились признаки, в том числе сброс охлаждающей воды, соответствующие работе реактора», — говорится в докладе МАГАТЭ. В нем отмечается, что реактор в Йонбене бездействовал с декабря 2018 года до начала июля 2021 года. Помимо признаков того, что реактор снова работает, Северная Корея начала использовать близлежащую ядерную лабораторию, где плутоний отделяют от отработанного ядерного топлива, которое извлекают из реактора.
Агентство, инспекторов которого выгнали из Северной Кореи в 2009 году, охарактеризовало эти два события как «глубоко тревожные» и назвало их явными нарушениями резолюций Совета Безопасности ООН. Представительство Северной Кореи при ООН и администрации Байдена не ответили на запросы о комментариях.
«Похоже, это указывает на то, что Северная Корея возобновила производство плутония для своей программы создания ядерного оружия», — сказал директор Центра исследований Ближнего Востока Университета Брандейса Гэри Сэмор. «Хотя Северная Корея уже располагает значительным запасом ядерного оружия, это говорит о том, что она стремится расширить свой нынешний арсенал», — добавил он.
«Деятельность в Йонбене показывает, что ядерную оружейную программу Северной Кореи нельзя игнорировать и она должна быть более приоритетной для администрации Байдена», — сказал Джоэл Вит, бывший сотрудник Госдепартамента.
Зигфрид Хекер, эксперт по ядерной программе Северной Кореи, подсчитал, что в стране может быть от 20 до 60 единиц ядерного оружия, использующего плутоний и высокообогащенный уран. Во время встречи президента Дональда Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном в 2019 году в Ханое северокорейская сторона предложила закрыть свой комплекс в Йонбене, включающий реактор и другие объекты, в обмен на значительное ослабление санкций. Администрация Трампа отклонила это предложение.
«Недавнее бездействие ключевых объектов в Йонбене, похоже, связано с предложением Ким Чен Ына на саммите в Ханое закрыть Йонбен. Возобновление работы реактора и установки по переработке может свидетельствовать о том, что он не видит больших перспектив в ядерной сделке», — сказал Роберт Эйнхорн, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, который вел переговоры с Северной Кореей. В июне генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что агентство видит признаки возможной работы по переработке для отделения плутония от отработавшего ядерного топлива. Однако в то время не было никаких признаков того, что реакторная установка в Йонбене работает.
В январе лидер Северной Кореи изложил план модернизации своих ядерных технологий, включая разработку компактного ядерного оружия и атомных подводных лодок, пишет WSJ. КНДР в прошлом году полностью закрыла свои границы, чтобы остановить распространение коронавируса. Северокорейский посланник администрации Байдена заявил, что он готов встретиться с дипломатам КНДР в любое время, и подчеркнул, что у Вашингтона нет никаких «враждебных намерений» в отношении Пхеньяна.