Претерпевший сотни поправок законопроект «Об образовании» будет ещe раз доработан и только через неделю внесeн в Госдуму. Об этом на заседании правительства заявил в четверг премьер Дмитрий Медведев. Ранее предполагалось, что проект поступит в Госдуму уже 26 июля. Задержка связана с финансовыми вопросами.
Подготовленный Министерством образования и науки законопроект «Об образовании в РФ» заменит сразу два действующих закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1992 и 1996 годах соответственно: оба закона, утверждает министр образования и науки Дмитрий Ливанов, устарели. Новый законопроект будет регулировать все стадии образования — от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации.
Проект Минобрнауки предполагает создание системы мониторинга и независимой оценки в сфере образования, что позволит отслеживать состояние отрасли и предоставит информацию для потребителей образовательных услуг. Для повышения информационной открытости будет введен перечень информации и отчетов, обязательных для публикации на сайте образовательного учреждения. Сам сайт, согласно проекту, тоже станет обязательным элементом образовательного заведения.
Впервые на юридическом уровне признается особый статус педагогических работников. А их зарплата, по замыслу Минобрнауки, будет не ниже средней по региону. Сейчас разница довольно существенная: как в начале июля сообщил Дмитрий Медведев, средняя номинальная заработная плата российских учителей выросла до 21 100 рублей. При этом средняя номинальная зарплата по России, по данным «Росстата», еще в марте этого года составляла 26 440 рублей.
Задержка с законом связана с вопросом, откуда взять деньги. Дело в том, что одновременно с Законом об образовании Минобрнауки подготовило госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы. На ее реализацию потребуется почти 7 трлн рублей. Министерство образования рассчитывает, что реализация госпрограммы повысит удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, поднимет международный престиж российского образования и увеличит количество вузов России в рейтинге лучших университетов мира.
Главным несогласным с предложениями Министерства образования и науки выступил Минфин. Расхождения касаются бюджетных расходов на образование после 2015 года. Если сегодня они составляют около 500 млрд рублей, то в 2017 году Минобрнауки предлагает потратить 900 млрд, а с 2019 года — не менее 1 трлн рублей в год. Глава Минобрнауки пояснил, что споры с Минфином продолжаются по двум принципиальным вопросам — установление гарантий по заработной плате педагогов не ниже средней по региону и «сохранение социальной поддержки педагогических работников, проживающих на селе».
Сегодня доля ВВП, выделяемая на финансирование образования, составляет всего 4,2%, рассказал «Российской газете» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В этом отношении Россия заметно отстает от большинства развитых стран. Например, в Бразилии этот показатель равен 8%. КПРФ ранее заявляла о том, что настаивает на росте расходов на образование до 7% ВВП, но пока правительство не готово на повышение более чем до 5-5,5% ВВП.
Ярослав Кузьминов также посетовал на то, что эксперты, разрабатывавшие «Стратегию-2020», предлагали сократить расходы на оборону, чтобы увеличить финансирование образования, инфраструктуры и здравоохранения, но пока правительство делает все ровно наоборот.
Рассмотренная сегодня правительством версия законопроекта уже шестая по счету. Работа над законом началась еще в 2009 году. Первый вариант, предложенный Минобрнауки в 2010 году, вызвал споры среди экспертов. После волны критики Дмитрий Медведев предложил вынести проект на открытое обсуждение в интернете. В ходе общественной дискуссии на официальный сайт Zakonoproekt2010.ru (ныне Zakonoproekt2012.ru) с декабря 2010 года поступило более 10 000 замечаний к закону, а для их рассмотрения была создана специальная комиссия. В последней на данный момент редакции законопроект опубликован на сайте Минобрнауки.
Напомним, что принятый в начале июля Минобрнауки общеобразовательный стандарт, вызвавший еще более резкую критику со стороны широкой общественности и профессионального сообщества, был принят без обсуждения. Новый стандарт ограничил количество бесплатных часов образования в неделю, а также перевел физику, химию и ряд других предметов в разряд факультативных. Категорическое несогласие учителей со стандартом, которое они на своем съезде назвали «отупляющим», Министерство образования проигнорировало.