К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Закон ужасный»: юристы о новых штрафах для оппозиции

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Чем грозит участникам массовых акций протеста принятый со скандалом законопроект об ужесточении наказаний за порядок проведения митингов, объясняют юристы, защищавшие представителей оппозиции в суде

Вадим Прохоров, адвокат, в прошлом — юрист СПС, член ЦИК РФ:

Власти и раньше могли немотивированно применять против оппозиции закон о митингах от 2002 года и знаменитую статью 20.2 КоАП — «нарушение установленного порядка проведения митингов». Правда, штрафы тогда были ниже, от 1000 до 2000 рублей.

Нынешним законопроектом власти преследуют главную цель — закошмарить нарождающийся средний класс, чтобы он перестал ходить на митинги. Учитывая, что сентябрьская рокировка Путина и Медведева окончательно довела общественность, на улицы стали выходить сотни тысяч человек.

 

Для этого в законе до огромных размеров увеличены штрафы, 300 000 рублей для граждан — это совсем немалые деньги.

Вводятся обязательные работы, которыми среднему классу заниматься некогда. Это, кстати, еще раз демонстрирует криминальное мышление, свойственное Путину и его окружению, так как по воровским понятиям держать метлу не авторитетно.

 

Плюс максимально размыто понятие массового мероприятия. Как по этому поводу высказался Гудков-младший, под такую формулировку вполне попадает его предстоящая свадьба. Кроме того, под него может попасть и встреча выпускников, и уж точно прогулки писателей, и т. д.

Я согласен с логикой главы Совета по правам человека при президенте Михаила Федотова, который заявил, что верхняя планка административных штрафов должна быть на уровне нижней планки штрафов уголовных. Сейчас же у нас с принятием этого закона все стало наоборот.

На мой взгляд, этот закон только разозлит и без того рассерженных горожан. Все это мало понравится даже тем, кто не был особо политизирован.

 

Вадим Соловьев, руководитель юридической службы КПРФ, депутат Госдумы:

С правовой точки зрения закон ужасный. По всему тексту неконкретные формулировки, очень высокие штрафные санкции. Фактически все отдается на откуп правоприменителям — полиции и судам. И это самое опасное для оппозиции, поскольку практически любое ваше действие при участии в протестных акциях может быть подогнано под любую статью о нарушениях. Неконкретность, расплывчатость формулировок при описании нарушений дает возможность присудить человеку, который, может быть, вообще ничего не совершал, самый максимальный штраф. В этом — главная опасность закона.

Об этом мы говорили и на заседаниях профильного комитета, и вчера на пленарном заседании Госдумы мы пытались достучаться до наших коллег из «Единой России». На что думский спикер Сергей Нарышкин мне сказал: «Зачем вы поднимаете этот вопрос? Вы что, не видите, что большинство депутатов даже не читали этот закон?» То есть было сказано открытым текстом, что большинство единороссов этот закон даже не читали, но это не помешало им за него проголосовать.

В моем понимании этот закон избирательный и порождает правовой произвол. За одни и те же действия представители оппозиции будут получать максимальные штрафы, а представители партии власти под действие закона попадать не будут.

Вадим Кобзев, адвокат Алексея Навального:

 

Главная опасность для оппозиции в законе о штрафах на митингах — изменения, касающиеся участия в несогласованных публичных акциях. Если раньше за это были предусмотрены штрафы от 1000 до 2000 рублей, то сейчас это 20 000, 30 000, 50 000 и т. д. до 300 000 рублей в зависимости от обстоятельств.

Учитывая, как все это обычно происходит — сотрудник полиции составляет рапорт, что такой-то гражданин участвовал в несогласованном митинге или шествии, а судья, не вчитываясь, не разбираясь, просто его переписывает и выносит решение, — ничего хорошего от закона ждать не приходится.

Если же акция была согласована, то и в этом случае закон может быть применен. Например, если акция согласована с 18:00 до 19:00, то по истечении этого времени акция уже будет считаться несогласованной и всех людей можно будет хватать и штрафовать на огромные суммы. Причем, за несогласованную акцию, согласно тексту закона, можно принять при желании и толпу людей в метро.

Все это направлено на то, чтобы отпугнуть людей от похода на массовые мероприятия. Прежде всего, на несогласованные. На согласованные, конечно, ходить будут, но будут стараться уходить с них до истечения отведенного на них времени.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+