В пятницу депутаты Госдумы единогласно проголосовали за закон об упрощении регистрации политических партий. Теперь создать свою партию могут не 40 000, как раньше, а всего 500 граждан. Региональные отделения партии отныне вообще не имеют ограничений по количеству членов. Лишить организацию лицензии Минюсту станет гораздо сложнее. Кому выгодны новые условия и как изменится российский политический ландшафт в ближайшие годы? Forbes отвечают политики и эксперты.
Михаил Тульский, президент Центра политической аналитики:
Этот закон был задуман еще до декабрьских протестов, и с ними он никак не связан. А связан он с тем, что весь 2011 год была тенденция к падению рейтинга «Единой России». Но если в 2009-2010 годах рейтинг ЕР падал после январского повышения квартплаты и за счет повышения зарплат-пенсий к концу года частично наверстывал упущенное, то в 2011-м впервые за все время существования партии ее рейтинг падал весь год непрерывно. Глядя на такую тенденцию, администрация президента и подготовила этот законопроект: раз падает объективная популярность «Единой России», надо придумать такое распределение мандатов, чтобы партия власти все равно получала большинство в парламенте и региональных собраниях.
Идея была такой: зарегистрируем 100 партий или даже больше, при этом сохраним самый высокий среди демократических стран проходной 5-процентный барьер, сохраним запрет блоков и даже запрет членам одной партии баллотироваться по спискам другой. Таким образом получится, что эти 100 партий наберут в сумме 30-40%, но ни одна из них не пройдет 5-процентный барьер. 30-40% отправляются в мусор, а «Единая Россия», даже скатившись на уровень 30%, все равно сохранит половину мандатов по партийным спискам и даже повысит свои успехи по одномандатным округам, где она будет получать 100% мандатов. Потому что когда в одномандатном округе баллотируется 100 кандидатов (а будет именно так, потому что по устройству системы кандидаты от партий регистрируются автоматически, без сбора подписей), каждый одномандатник от партии власти, имея за счет финансового, медийного и административного ресурса хотя бы 30% (а иногда будет хватать и 10%), автоматически становится победителем.
Таким образом, эта система гарантирует «Единой России» 50% мандатов по партийным спискам и 100% по одномандатным округам. В этом и заключается реальный и единственный смысл закона.
Cколько партий будет в следующей Думе, если закон о партиях не претерпит никаких изменений? Тут многое будет зависеть от оппозиционного избирателя, поведется ли он на партии Рябкина, Богданова, Дунаева, Кургиняна и т. д., т.е. на кремлевские фальшивки, которых зарегистрируют 100 штук, или нет. И насколько поведется, отдаст он им 5%, 10%, или 30-40% - как в Кремле надеются. Если он отдаст им 30-40%, то под вопросом окажется прохождение и ЛДПР, и «Справедливой России». Здесь вообще не идет речь о том, чтобы в Думу прошел кто-то новый. Речь идет об урезании тех, кто есть сейчас.
Андрей Исаев, депутат Госдумы, первый заместитель секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия»:
Все политические партии, как системные, так и не прошедшие в Государственную думу, высказались за принятие этого закона. В этом вопросе нам удалось достичь редкого консенсуса. Несомненно, этот закон приведет к росту числа политических партий в стране. В ближайшее время я ожидаю всплеска на этом направлении и появления по меньшей мере нескольких десятков новых партий.
Но поскольку следующие выборы в Госдуму будут через 5 лет, а президентские — через шесть, часть партий, не состоявшись как проекты, к этому времени практически распадется. В результате на следующих выборах в Государственную думу будет представлено, конечно, большее, но вполне привычное, сопоставимое с нынешним число партий. И я согласен с теми, кто считает, что в следующей Думе будет не больше 4-5 партий.
Геннадий Гудков, депутат Госдумы от «Справедливой России»:
Закон о партиях принят на фоне разваливающейся политической системы. Он принят ограниченным числом допущенных до политической активности партий и направлен на сохранение действующей власти. Его главная задача — довести партийное строительство в стране до абсурда.
В законе только одна правильная идея — это снятие ограничений на регистрацию партий. Но совершенно очевидно, что в условиях снижения рейтинга «Единой России» нужно было найти способ, чтобы и 25% хватало для лидирования в парламенте и региональных собраниях. Остальные мандаты они будут добирать через сверхсложную систему одномандатных округов, как это происходило, например, в Подмосковье. В Подмосковье партия власти проиграла, но за счет системы одномандатных округов, которую они сделали под себя, они все равно получили большинство. Поэтому закон о партиях — это просто хитрость власти, не имеющая ничего общего с демократизацией политической системы.
Закон специально сделан таким, чтобы исключить любые возможности для объединения. Была абсолютно разумная поправка — разрешить образование политических блоков. Но против этой поправки костьми легла администрация президента. Потому что единственный смысл этой так называемой реформы как раз и заключался в отклонении поправки о блоках.
Этот закон идет в пакете со сверхсложной, глупой системой выборов депутатов в Государственную думу, против которой выступила даже правящая партия, и абсолютно неадекватной системой выборов губернаторов. Все это делается, чтобы найти новые механизмы сохранения власти при кризисе доверия к основным политическим структурам. Сейчас мы эту реформу проверяем на вшивость, мы внесли поправку о втором туре на губернаторских выборах. Если она будет принята, у нас еще останутся надежды на мало-мальски честные выборы глав регионов, с сохранением каких-то шансов для оппозиции. Если же она будет отклонена, это будет свидетельством того, что вся реформа — очередная пустышка, которой пытаются закрыть рот народу, чтобы он ее сосал и не вопил.
Так что я не думаю, что с такими законами у нас в следующей Думе будет больше 5-6 партий. Пять партий получат по 5-10%, а партия власти получит 25%. При этом будут партии-спойлеры, партии-карлики, которые специально будут надувать к выборам, чтобы отобрать голоса у оппозиции.
Я думаю, власть не допустит, чтобы крупный либеральный проект набрал больше 10%. Если он по-настоящему либеральный, а не управляемая партия олигархов. Я думаю, что партии (партиям) Рыжкова, Немцова будет чиниться всяческое противодействие, а ребятам вроде Богданова и Дунаева дадут зеленый свет. Зарегистрировать партию (или партии) дадут, но под них зарегистрируют еще с десяток проектов, чтобы не дать им набрать достаточно много голосов.
Борис Немцов, сопредседатель Партии народной свободы
Реализация этого закона приведет к тому, что будет создано несколько десятков партий, 80% из которых будут созданы властью для спойлерских действий. Будет большое количество фэйковых партий, не имеющих особого смысла. Маниакальное нежелание разрешить партиям создавать блоки и союзы на выборах означает, что власти хотят имитировать политическую реформу, надеясь, что лидеры оппозиции между собой не договорятся, перессорятся и в итоге запутают избирателей.
На мой взгляд, в течение нескольких лет, с одной стороны, произойдет некоторая консолидация политических сил, которые поймут, что порознь бороться очень трудно, с другой стороны, с политической арены исчезнет накипь, которая неизбежно возникнет в ближайшие несколько месяцев. В итоге произойдет кристаллизация политической системы, которая позволит избирателям разобраться, кто есть кто, а политическим деятелям выяснить, на что они способны.
Сколько партий может пройти в следующую Думу, зависит не от количества партий, а только от проходного барьера. При проходном барьере в 5%, как предусмотрено законом, в Думе будет 4-5 партий. Я приложу максимум усилий, чтобы в их числе оказалась либеральная партия, потому что иначе у России не будет никаких перспектив. Если у свободных людей не будет своего представителя в Думе, то Россию ждут очень мрачные времена. В этой ситуации оппозиции надо бороться не за свое место в истории, а чтобы страна имела шанс на развитие. Нам всем надо умерить свои амбиции, и искать возможности к объединению.