Дмитрий Медведев в понедельник принял в Горках председателя Cовета при президенте по правам человека Михаила Федотова. Как рассказал Forbes Федотов, на встрече он передал главе государства тексты экспертиз уголовных дел Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, проведенные привлеченными советом независимыми специалистами. Медведев обещал немедленно направить материалы в Генпрокуратуру, а также поддержал инициативу совета о переводе всех «экономических» уголовных дел в компетенцию суда присяжных, передал итоги беседы Федотов.
Некоторые члены совета выражают недовольство излишне дипломатичной и мягкой позицией Федотова в свете происходящих в Кремле кадровых перестановок, уличных протестов и грядущего возвращения на президентский пост Владимира Путина. Часть членов совета, как они рассказали Forbes, намерены отказаться от участия в деятельности этого совещательного органа даже в случае поступления в их адрес предложений о дальнейшем сотрудничестве.
Как пояснил Forbes один из членов совета на условиях анонимности, особое раздражение у «недовольных» вызывает постоянное откладывание встречи с Медведевым. Президент должен был обсудить с советом экспертизу по «делу ЮКОСа» еще осенью. После рокировки правящего тандема и занятия Медведевым первой строчки в предвыборном списке «Единой России» в Кремле публичные комментарии президента по столь чувствительной теме сочли политически нецелесообразными. Встреча была отодвинута сначала на декабрь, но на фоне неудачи «единороссов» 4 декабря и последовавшего всплеска протестной активности населения вновь отменена. Федотов возражает: Медведев увидится с советом 26 января. Собеседник из числа членов совета пессимистичен: сначала встреча с главой государства ожидалась 23 января, но и тут перенеслась.
Федотов говорит, что Медведев пообещал ему до сложения полномочий (эта процедура состоится ориентировочно 7 мая 2012 года) организовать еще одну встречу с советом.
Часть членов совета трактуют поведение президента как нежелание обсуждать острые темы и неспособность использовать потенциал органа как площадки для дискуссий. 9 декабря о добровольном выходе из совета уже заявили экономист Ирина Ясина и журналист Светлана Сорокина. Так они выразили публичный протест против фальсификаций на выборах и массовых задержаний оппозиционеров на акциях протеста 5 и 6 декабря.
В конце прошлой недели тема думских выборов вновь поляризовала мнения в совете. Накануне митинга на проспекте Сахарова орган собрался, чтобы выработать согласованную позицию по отношению к грядущей акции и требованиям демонстрантов. Участник встречи, президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе рассказал Forbes, что совещание 23 декабря длилось более 5 часов. За это время были заслушаны представители правоохранительных и контрольных органов, а также независимые наблюдатели, представляющие в том числе подвергшуюся информационной атаке ассоциацию «Голос». ЦИК свою позицию не озвучил — председатель комиссии Владимир Чуров в последний момент отказался от личного участия во встрече.
После того как все стороны изложили точки зрения, совет пришел к общему мнению относительно двух выводов: фальсификации на выборах носили массовый характер, а ЦИК и правоохранительные органы на сегодня не в состоянии адекватно на них отреагировать, рассказывает Джибладзе. По его словам, уже поздно вечером редакционная группа приступила к формулированию позиции совета: «Ее задача состояла в том, чтобы успеть до начала митинга на проспекте Сахарова представить в публичную сферу официальное заявление».
Итоговый текст документа готовился до поздней ночи. По словам Джибладзе, ожидалось включение в документ двух важных пунктов: «принципиальная оценка того, что произошло 4 декабря и что значительная часть общества трактует как утерю легитимности парламента», а также тезиса о необходимости создания «механизма диалога между властью и обществом». Этот механизм, по мнению членов совета, в условиях слабой реакции власти на фальсификации должен взять на себя функцию оперативной выработки компромиссных политических реформ, утверждение которых Госдумой привело бы к повторным выборам, уже по новым правилам. Часть представителей органа считала недостаточными озвученные Медведевым в послании Федеральному собранию инициативы, особенно в условиях нарастающего недовольства граждан.
Утром на сайте совета появился «смягченный» текст заявления, продолжает Джибладзе. Принципиальные позиции об отсутствии общественного доверия к Госдуме и перспективе новых выборов в него не попали. Это вызвало недовольство у части членов совета, говорит собеседник Forbes.
«Особенно жалко, что из заявления выпало предложение о создании диалогового механизма», — согласна директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, член совета Елена Панфилова. «Лично мне больше всего не хватает конкретики в этом пятом пункте. Что конкретно мы предлагаем, какой механизм, как его смогут использовать стороны», — поясняет она.
Трения при создании заявления по выборам носили рабочий характер, а принятое решение было компромиссным, осторожен еще один член совета, политолог Дмитрий Орешкин. Довольны итоговым текстом глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и президент Института национального проекта (ИНП) «Общественный договор» Александр Аузан.
Федотов заверяет, что раскола в совете, состоящем из 40 человек, нет. На встрече с Медведевым, как говорит глава совета, он ознакомил президента с заявлением от 23 декабря и огласил мнение о необходимости отставки Чурова.
Совет при президенте РФ по правам человека ведет историю с ноября 1993 года, когда указом Бориса Ельцина была образована одноименная комиссия. В 1993-1995 годах ее возглавлял правозащитник Сергей Ковалев, в 1996-2002 годах — юрист Владимир Карташкин. В 2002 году председателем комиссии стала Элла Памфилова.
В 2004-м орган был преобразован в совет. Формально это было сделано для того, чтобы комиссия перестала частично дублировать функции омбудсмена Владимира Лукина. При этом компетенция нового совета была значительно расширена, что воспринималось как реверанс Путина в адрес гражданского общества. Памфилова выражала надежду, что совету удастся стать площадкой для диалога критикуемой за авторитарные замашки власти с обществом. В реальности вторая половина прошлого десятилетия оказалась периодом «заморозки» этого диалога.
Памфилова руководила советом до июля 2010 года, уйдя оттуда также со скандалом. Источники утверждали, что причиной решения Памфиловой был конфликт с Владиславом Сурковым, тогда первым замглавы администрации президента. Отставку главы совета эксперты интерпретировали как окончательный отказ власти от политической «оттепели», ожидавшейся общественностью после прихода на должность президента Дмитрия Медведева. В октябре 2010 года место Памфиловой занял Федотов.
Будущее совета определено лишь на ближайшие несколько месяцев. По словам Федотова, орган коллективно сложит полномочия одновременно с Медведевым — в мае 2012 года. Кто из нынешних членов останется работать в случае возвращения на президентский пост Путина, неизвестно. «Значительную часть активных членов совета туда просто не пригласят. Но это точно не будет выглядеть как схема «официальное предложение и торжественный отказ», — отмечает Джибладзе.
Орешкин будет ждать мая. «Наши возможности и сейчас крайне ограниченны. Но пока будут существовать площадка, с которой можно будет высказываться, ей нужно будет пользоваться», — уверен политолог.
«Власть постоянно опаздывает в своих решениях на полшага. И с политической реформой, и с отставкой Суркова, — все это похоже на дурной бадминтон, бессмысленное перебрасывание волана между государством и обществом», — говорит Елена Панфилова. Она не думает, что продолжит работать в совете при Путине.
«Совет в любом случае распускается по завершении президентского срока Медведева. Конечно, существуют варианты исхода выборов, при которых работа в совете меня интересовать не будет», — сохраняет интригу Аузан.
Еще один член совета, завкафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков, известный сторонник Путина, наоборот, готов продолжать работать вне зависимости от исхода президентских выборов.
«Убеждена, что печальный удел правозащитников — защищать граждан, общаясь с любой властью, какой бы она ни была. Чем хуже власть, тем важнее становятся функции правозащитников. Как защищать, если молчать?» — резюмирует Алексеева, готовая остаться в совете при любом главе государства.
Федотов сообщил Forbes, что уже обсудил будущее совета с новым главой администрации Сергеем Ивановым. И это будущее есть, говорит он.