Сергей Петров, основатель группы компаний «Рольф», депутат Государственной думы
Господин Медведев, по-моему, уже высказался, что никаких последствий митинга на Болотной не произойдет. Может быть, пару случаев особо грязных фальсификаций они расследуют, да и то в их коррумпированной системе будут наказаны те, кто неугоден ближайшему начальству. Во всяком случае ребята в Кремле не показывают никакого желания честной игры и исправления основ той проблемы, которая вызвала недовольство людей.
Так что я настроен достаточно пессимистично. На мой взгляд, сейчас будет их постоянная обычная игра: замыливать, затягивать, обманывать, заниматься легализмом (а вот здесь вот у вас неправильно точка поставлена и т. д.). Потому что, если бы они захотели расследовать факты нарушений, их давно бы уже расследовали. Но кремлевские ребята их не могут расследовать, потому что тогда в их пользу перестанут фальсифицировать и они потеряют власть, чего они, конечно же, не хотят. И я не вижу у них никакого реального желания становиться цивилизованными и исправлять эту ситуацию.
Когда люди выйдут на площадь Революции без всякого согласования, готовые на борьбу, это станет тем моментом, когда они смогут диктовать свою волю. А до тех пор мэрия будет согласовывать эти митинги так, как ей нужно, полиция будет ставить какие-то рамки, как было на Болотной. Те рамки оказались бессмысленными, но зато они еще раз показали, кто в доме хозяин.
Вообще в любой стране перекрыть несколько улиц ради такого митинга не составляет проблем. Если хочет высказаться такое количество людей, значит вопрос назрел. И полиция только организовывает безопасность этого процесса. А у нас создается впечатление, что хотят — разрешат митинг, хотят — нет. Это подчеркивает и президент в своих выражениях. В конституции действительно сказано, что место проведения митинга должно быть согласовано, но в словах, в духе, в тоне звучит, что это должно быть лишь уведомление, место должно быть разрешено и только разрешено всегда, а власти должны лишь организовывать, охранять, помогать. И здесь не надо ссылаться на дачников, которым якобы мешают перекрытия. Когда я общаюсь на эту тему со знакомыми в Лондоне, они говорят, что да, улицы перекрыли, но это естественно, раз на митинг вышло 10 000, это значит вопрос очень серьезный и дачники могут подождать.
Елена Панфилова, гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia
Я бы очень хотела, чтобы власть вошла в разум. И ответила в первую очередь по наиболее острым, тактическим вопросам, связанным с нарушениями на выборах и задержаниями оппозиционеров. Сейчас ситуация как в теннисе, мяч на стороне власти, и если власть отобьет этот мяч по правилам, ей это пойдет только в плюс. Я надеюсь, что на стороне власти есть здравомыслящие люди и они это сделают.
По стратегическим вопросам мы также видим какие-то подвижки. В частности, Кудрин высказался за то, что нужно что-то менять. В целом начинается такое медленное, неповоротливое движение в сторону возможного диалога. Мы это видим в чуть изменившемся поле телевизионных программ, в появлении репортажей о митингах на центральных каналах.
Конечно, власти нужно быть крайне корректной в реакции на митинг. И в этой ситуации говорить, что власть не согласна с лозунгами и с требованиями, что там звучали, достаточно странно. Потому что на митинге одними из главных были лозунги «За честные выборы!» и «Россия без коррупции!».
Поэтому власть должна не слушать чьи-то пересказы, а самостоятельно внимательно смотреть за происходящим. Потому что каждое слово и каждый голос сейчас имеют значение. Мы находимся в крайне хрупком моменте нашей истории, когда внимательность и тонкое реагирование отличает настоящего политика от людей, оказавшихся на своем месте случайно.
У большей части людей, пришедших на такой митинг первый раз, это был не злобный протест, а скорее сердитая, глубокая обида на власть. Они раньше голосовали, платили налоги, всячески демонстрировали свою лояльность, а тут на них так беспардонно наплевали. И эту эмоцию власти очень важно понять.
Определенно я ожидаю новых протестов. К тому же Москва — это не вся Россия, и во многих городах 10 декабря были довольно жесткие задержания, а людям это очень не нравится. И теперь многие люди начнут протестовать уже против этих задержаний. То есть такими некорректными и неуклюжими действиями власть сама создает себе эти проблемы.
В Москве, в которой все было мирно (за что можно сказать спасибо нашей полиции), следующий митинг в таком же формате, что был на Болотной, запланирован на 24 декабря. В промежутке будут политические митинги, в частности «Яблока». То есть митинг 10 декабря — это начало, а отнюдь не конец.
И в преддверии следующих акций протеста нам важно уяснить уроки митинга 10 декабря:
1. Организаторам нельзя ссориться и пререкаться, а власть и полиция теперь уже должны осознать, что люди могут протестовать мирно.
2. Необходимо создать объединительную повестку дня всех поколений людей, приходящих на митинги (нам важен каждый голос).
3. Работать, работать и еще раз работать. По каждому факту нарушений, по каждому факту незаконного задержания на мирных митингах — подавать заявление в суд. Готовить наблюдателей на все последующие выборы, поддерживать друг друга и т. д.
Только так мы сможем укрепить гражданское общество, которое отпраздновало свое рождение 10 декабря.
Борис Немцов, сопредседатель движения «Солидарность»
Я считаю, то, что произошло 10 декабря, — это полный разворот российской жизни. Это значит, что Москва и Россия проснулись. Это значит, что средний класс и гордые люди, у которых есть достоинство, больше этот режим терпеть не могут. И это значит, что если режим не пойдет навстречу требованиям собравшихся — не отменит результаты выборов в Госдуму, не уволит Чурова, не зарегистрирует оппозиционные партии и не проведет новые выборы, — то этому режиму жить осталось очень недолго.
Я считаю, что демократизация страны абсолютно неизбежна. Народ, собравшийся на Болотной, это совсем не люмпены. Эти люди вполне могут зарабатывать и себя содержать. И народ терпеть это чванство, это холуйство, это воровство, эти откаты и распилы больше не хочет.
Путин с Медведевым, судя по их реакции, ничего не поняли и ничему не научились. Это значит, что они сами приближают свой конец. Большинство на них крест уже поставило. Я думаю, что на митинге 24 декабря, который мы организовываем (мы подали заявку на Васильевский спуск), требования отставки Путина и лозунги «Ни одного голоса на выборах!», «Не пустим Путина в Кремль!» будут доминировать.
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
Кремль не пойдет ни на какие уступки, перевыборов не будет. Это подстегнет протестные настроения среди русских образованных горожан, которые являются движущей силой подобных выступлений. И это их новое качество (прежде на такие митинги выходили в основном политические активисты) обеспечит им нарастание протестной активности. Я жду, что 24 декабря явка будет выше, чем 10-го на Болотной (если организаторы не провалят свою миссию). Особенно она возрастет весной во время выборов президента и после них, потому что фальсификации на президентских выборах будут еще серьезнее и масштабнее, чем на выборах парламентских. Ибо Путин хочет победить в первом туре с результатом не меньше 55% голосов, что будет очень сложно, учитывая его текущий рейтинг, не превышающий 35%.
Кремль не отменит результаты выборов в Госдуму, хотя бы потому, что этого не хотят лидеры системной оппозиции. Если бы КПРФ, эсеры и ЛДПР выступили за отмену выборов, их бы отменили. Но в ситуации, когда системные оппозиционеры действуют заодно с «Единой Россией» в этом вопросе, это нереалистично.
Чтобы заставить власть что-либо предпринимать, нужно сначала поменять оппозицию. Системная оппозиция, представленная в парламенте, ничего делать не будет. Ее устраивает сложившееся статус-кво, она борется не за власть, а за место в политической машине нынешней власти. Поэтому на авансцену нужно вывести новых людей, нужно зарегистрировать новые партии, нужно установить новые формы давления, и тогда можно будет принудить власть к диалогу.
В конечном счете, мой итоговый сценарий таков: Путин избирется, но выборы президента будут нелегитимными для активной части российского общества. Это значит, что никаких 12 лет Путина не будет, не будет застоя, будет максимум 1 срок и, думаю, что Путин уйдет ещё до истечения этого срока.
Геннадий Гудков, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия»
Перевыборов, скорее всего, не будет. Могут быть локальные перевыборы или пересчет голосов в ряде субъектов федерации. В принципе, даже такой вариант нас устраивает. При этом мы требуем парламентского расследования фальсификаций, заведения по их фактам уголовных дел, отставки Чурова и глав всех остальных его прогнивших комиссий и их роспуск, также мы требуем изменения выборного законодательства, чтобы только партии определяли, как работает избирательная комиссия, а не какая-то администрация и т.д.
Какие из наших требований будут удовлетворены, мы увидим в ближайшее время. Мы за них будем бороться. 17 и 24 декабря в Москве пройдут очередные митинги на эту тему. Если власть не прислушается к этим требованиям и ничего не захочет менять, тогда произойдет революция. Вопрос только когда, и кто ее возглавит.