Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека»
Принципиально важно прийти на избирательный участок. Во-первых, люди должны понимать, что даже если сейчас выборы нечестные, когда-нибудь они все равно станут честными, и надо вырабатывать привычку ходить на выборы. Во-вторых, если люди пришли на выборы, зарегистрировались, проголосовали, они оставляют меньше возможности для фальсификаций. А как голосовать — это выбор каждого. Лично я, как человек, который не будет голосовать за партию власти, вижу для себя два варианта. Первый — испортить бюллетень, второй — проголосовать за оппозиционную партию, которая близка вам по убеждениям.
Елена Панфилова, гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia
Базовое право каждого гражданина России — решать самому, голосовать ему или нет, и если голосовать, то за кого. Изменения начинаются с поступка одного отдельно взятого человека. Если этих поступков не совершать, то потом нам только останется рыдать на кухне и писать гневные посты в уютной жежешечке. Каждый должен осознавать, что от его личного выбора зависят очень большие дела. Каждый должен сформулировать свою позицию и реализовать ее, а не просто болтать о ней. Если не идти на выборы, то почему? Что ты сделаешь вместо того, чтобы идти на выборы? Честными или нечестными выборы делает критическая масса людей, делающих осознанный выбор, которыми не манипулируют и которые этот выбор готовы защищать, рассказывая о нем, задавая вопросы тем, кого они подозревают в фальсификации.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group INC
Вне зависимости от того, веришь ты в честность выборов или нет, голосовать надо: хотя бы потому, что у мошенников любого толка будет меньше бюллетеней для подделки и вбрасывания. Даже если партия, за которую вы голосуете, не проходит 7-процентный барьер, ничего в этом особо страшного нет, потому что это, по сути, графа «против всех». В любом случае 100-процентно проходных партий у нас всего две. Меня ни одна из них, мягко говоря, не впечатляет.
Григорий Голосов, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки
Честными эти выборы не будут. Но это не значит, что они будут тотально фальсифицированы. Это технически невозможно в подавляющем большинстве регионов России, за исключением небольших регионов, главным образом республик Северного Кавказа.
Результаты, полученные при очень низкой неорганизованной явке избирателей и при высокой организованной явке, могут сильно различаться. Организованная явка — это группа людей, которые приходят на выборы, потому что организуются административными методами или различного рода подкупами — как правило, для того, чтобы проголосовать за «Единую Россию». Если явка будет достигнута в основном за счет них, «Единая Россия» легко возьмет 65% и снова получит конституционное большинство. Чем явка будет более неорганизованная, тем результат «Единой России» будет ниже.
Большинство в Думе у ЕР все равно будет. Но каким будет это большинство, зависит от граждан — пойдут они на выборы или нет. Поэтому на выборы идти нужно: для критически настроенных граждан сейчас важнее проголосовать против «Единой России», а не испортить бюллетень.
Можно проголосовать за те партии, которые пройдут в Думу. Но я считаю, не очень правильно избирателю подыгрывать властям, которые специально сконструировали избирательную систему таким образом, что помимо «партии власти» с гарантией в Думу проходит только КПРФ, для значительной части россиян голосование за которую неприемлемо. Поэтому я считаю, что не нужно вдаваться в рассуждения относительно того, кто пройдет барьер, а выбирать партию, которая для вас в наибольшей степени приемлема.
Дума в российской политической жизни играет ничтожную роль. Ее политический состав не очень важен. Но результат выборов приобретет существенное политическое звучание. Факт в том, что если критические граждане хотят каких-то изменений в стране, то лучший способ запустить эти изменения — показать, что власть не пользуется подавляющей поддержкой населения.
Олег Кашин, корреспондент ИД «Коммерсант»
В ситуации, когда выборы могут быть сфальсифицированы, нужно ориентироваться на точку зрения большинства, чтобы не распылять силы. А большинство, судя по всему, поддерживает идею Навального — голосовать за любую партию, кроме «Единой России». Это, на мой взгляд, и надо делать.
Но в любом случае нужно учитывать, что власть в России никогда не менялась в результате выборов. Поэтому единственное, чего можно хотеть от этих выборов, — это доставить максимум неудобств правящей группировке. Просто для удовольствия, потому что они слишком наглые.
Борис Титов, председатель совета директоров SVL Group
Я считаю, что приходить и голосовать нужно в любом случае. Даже если кто-то не удовлетворен тем, какие партии представлены. Всегда есть альтернатива — есть правые партии, есть левые и т. д. Просто надо задуматься о будущем, о том, какой вы хотите видеть свою жизнь после выборов, какие вопросы придется решать, партии какой идеологической направленности должны, на ваш взгляд, быть представлены в Думе. Нам предстоит переходить на новую экономику, перед страной стоит масса проблем. И будет очень плохо, если в Думе не будет представлен весь спектр политических сил. Идти на выборы нужно представителям всех политических взглядов.
Владимир Рыжков, политик
Выборы ни по каким критериям не являются честными. Не допущены 10 политических партий, включая «Парнас». Сам набор партий, участвующих в выборах, не отражает всего спектра общественного мнения в стране. При этом у власти есть огромный административный ресурс для гигантских фальсификаций. В таких условиях выборы не могут быть честными по определению.
Людям, которые разделяют такую оценку, я советую обязательно приходить в воскресенье на участки, лучше всего вечером, в 19:30. С тем чтобы, если за вас уже проголосовали, обнаружить этот подлог, тут же написать заявления в милицию и прокуратуру, сфотографировать фальшивую роспись, которая была сделана за вас в журнале регистрации, выложить ее в интернете. При этом проголосовать против всех. Несмотря на то что такой графы нет, можно поставить галочки напротив всех партий и перечеркнуть бюллетень. В этом случае он будет засчитываться как недействительный и отражаться в отдельной графе итогового протокола. Фактически это и есть голосование против всех.
Кирилл Рогов, политический обозреватель, сотрудник Института экономики переходного периода
Я совсем не верю в честность этих выборов. И в последнюю неделю мы особенно ярко видим, что идет подготовка к фальсификации их результатов. В этой ситуации вопрос «ходить — не ходить» сложен. Во всех дискуссиях я не нашел на него ясного ответа. Но из тех советов, что я слышал, мне показался разумным такой: прийти на избирательный участок во второй половине дня, ближе к вечеру, и убедиться в том, что ваш бюллетень еще не использован. Ну а что с ним делать? Мне кажется, главное — не голосовать за «Единую Россию». В остальном же этот поход на участок можно считать не голосованием, а лишь неким выражением протеста сложившейся у нас системе псевдовыборов.